Жизнь российского предпринимателя спокойной не назовешь. Кроме собственно ведения бизнеса, уплаты налогов и взносов, выстраивания отношений с клиентами и партнерами, получения прибыли (которая и является главной целью предпринимательской деятельности), надо еще успевать следить за изменениями законодательства и отчетности.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства
В дополнение к этому, бизнесмен постоянно находится под недремлющим оком многочисленных надзорных органов. Государственный контроль и надзор за ведением предпринимательской деятельности можно разделить на следующие группы:
— налоговый контроль, проводимый в соответствии с гл. 14 НК РФ;
— неналоговый или административный контроль, регулируемый законом № 294-ФЗ;
— специальные виды контроля, такие как валютный, таможенный, банковский контроль, контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулируются отдельными законами.
Закон, от 26.12.2008 № 294-ФЗ, названный «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отводит собственно защите прав налогоплательщиков лишь несколько небольших статей. Весь остальной текст посвящен многочисленным видам государственного контроля, порядку его проведения, организации плановых и внеплановых проверок.
К административным (неналоговым) видам контроля относят лицензионный контроль, надзор за соблюдением трудового законодательства, государственный, пожарный, строительный надзоры и др. Относительно плановых неналоговых проверок ситуация более-менее прозрачна, т.к. статья 9 закона № 294-ФЗ обязывает Генеральную прокуратуру публиковать на своем сайте ежегодный сводный план проверок.
Причиной же проведения внеплановых проверок может стать, согласно ст. 10 (2) этого закона, любое заявление граждан, бизнесменов, госорганов об угрозе вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и объектам культурного наследия государственной безопасности или чрезвычайных ситуаций. Если добавить сюда еще и жалобы на нарушенные права потребителей, то можно сказать, что вероятность стать объектом внеплановой проверки может быть выше, чем попадание в список плановых.
Налоговый контроль
Мероприятия, проводимые в рамках любого из неналогового контроля, конечно, могут негативно сказаться на деятельности предпринимателя, но мало что может обеспокоить его сильнее, чем известие о проведении выездной налоговой проверки.
Налоговая проверка — это мероприятие налогового контроля, целью которого является проверка соблюдения плательщиками налогов и сборов, а также налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
К последствиям налоговой проверки можно отнести не только сами суммы доначислений, пеней, штрафов, но и разрушенные деловые связи, которые нарабатывались годами. Налоговому инспектору ничего не стоит, например, при проверке декларации или договора, затребовать у вашего контрагента выписку по счетам или документы, относящиеся к сделке, допросить его руководителя или бухгалтера. Понятно, что партнеры такому вниманию со стороны налоговиков к вашему бизнесу вряд ли обрадуются, что вполне может сказаться на вероятности дальнейшего сотрудничества.
Проводиться налоговая проверка может в виде камеральной или выездной. Камеральная проверка проходит в постоянном режиме относительно всех налогоплательщиков, и представляет собой проверку каждой сданной декларации, отчета и других документов, представленных в налоговую инспекцию.
О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает только, если в его отчетности будут выявлены ошибки, несовпадения, если был заявлен убыток или в уточненной декларации уменьшена сумма налога к выплате. В этих случаях необходимо в течение пяти дней ответить на требование налоговой инспекции о представлении пояснений.
Выездная налоговая проверка
В отличие от камеральной, выездная проверка проводится выборочно, и некоторые налогоплательщики могут избежать такой участи на протяжении всей своей деятельности.
Средний размер доначислений по результатам выездной проверки превышает 5 млн рублей. Конечно, эта сумма, как и средняя температура по больнице, не одинакова для всех налогоплательщиков, так например, штрафы почти на порядок выше у юридических лиц, чем у ИП.
Известно, что выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним конфиденциальным документом ФНС и найти его в открытом доступе невозможно. Для того, чтобы налогоплательщики все-таки знали о том, насколько велики их шансы на включение в план проверок, Приказом ФНС № ММ-3-06/333@) от 30.05.2007 была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.
Приказ также содержит «Общедоступные критерии рисков самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», которые позволяют бизнесмену оценить, насколько он в своей деятельности приблизился к опасным значениям. Среди этих критериев:
— размер налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли (расчет нагрузки приводится в Прил. № 3 к Приказу);
— заработная плата работника налогоплательщика ниже средней по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
— суммы расходов ИП максимально приближены к сумме доходов;
— финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском (связи с однодневками или недобросовестными контрагентами);
— отсутствие пояснений на запрос налоговой инспекции о несоответствии показателей деятельности;
— неоднократное приближение к предельным значениям показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы (например, площадь торгового зала 150 кв. м для ЕНВД или численность работников 100 человек для УСН).
Попасть в план выездных проверок можно не только по указанным критериям риска, но и по другой информации, приходящей к налоговикам. Такая информация может поступать как из официальных источников, в том числе, по результатам неналоговых проверок, так и от других лиц, например, по заявлению работника о выплате зарплаты в конвертах.
Анализируют также применение налогоплательщиком серых налоговых схем для минимизации налогов и его связи с недобросовестными контрагентами.
Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки
Конечно, полностью защититься от попадания в жернова такой проверки невозможно, т.к. повлиять на это могут слишком много факторов, зачастую не зависящих от предпринимателя. Тем не менее, риски проведения выездной проверки все-таки можно снизить, если соблюдать следующие правила:
— своевременно и полно уплачивать налоги и страховые взносы;
— сдавать вовремя и, по возможности, без ошибок необходимую ;
— отвечать на требования налоговой инспекции о представлении пояснений по результатам камеральных проверок;
— соблюдать трудовое законодательство и следить, чтобы официальная зарплата ваших работников была не ниже средней по вашему региону и виду деятельности;
— проявлять осмотрительность при выборе контрагентов;
— стараться так вести свою деятельность или выбирать такой налоговый режим, чтобы не отражать в отчетности убытков или значительных, по сравнению с доходами, расходов;
— не приближаться к предельным значениям, позволяющим применять специальные налоговые режимы;
— следить за тем, насколько ваша налоговая нагрузка соответствует среднему уровню;
— соблюдать требования отдельных видов законодательства, например, о защите прав потребителей, банковского, лицензионного и др.;
— не использовать сомнительные способы снижения налоговой нагрузки, так называемые налоговые схемы.
Риски налоговой проверки для ИП обновлено: Ноябрь 30, 2018 автором: Все для ИП
Точность и грамотность бюджетных расчетов проверяется и контролируется налоговыми инстанциями с проведением всевозможных проверок, а именно: камеральные и выездные проверки. Не секрет, что это источник стресса для каждого ИП. В результате функционирования бизнеса возникают разные проблематичные вопросы – все угадать наперед просто нереально. А вот взаимоотношения с органами контроля – одна из основных составляющих рыночной деятельности.
Контроль ИП налоговой инспекцией должен проводится по правилам, аналогичным тем, что назначены и для юридических лиц. Перечень данных правил описан в Налоговом кодексе ст.87-89 (далее Кодекс). Изучим основные сведения о разных видах проверок, чтобы иметь больше представления о том, с чем может столкнуться любой ИП.
Выездные проверки
Также могут называться документальными и проходят в проверяемой фирме или на территории ИП. Такие проверки считаются наиболее опасными по мнению бизнесменов со стажем. Так как по результатам именно этих проверок назначается наибольшее число штрафов. Бывает несколько типов, в зависимости от формы проведения.
Выборочные (тематические) и комплексные проверки
Проведение выборочной проверки предусматривает своей целью сравнить данные, указанные в декларациях, с реальным оборотом финансов компании. Внимание уделяется не всей рыночной деятельности, а лишь ее части, касающейся одного или нескольких налогов. Эта проверка также называется тематической, так как охватывает лишь определенную область, например, сделки на импорт или экспорт, выплаты поставщикам или использование каких-либо льгот.
Комплексный контроль подразумевает инспектирование точности в расчетах по налоговым платежам в бюджет. Все внимание уделяется только той деятельности, что является налогооблагаемой и фигурирует в хозяйственном направлении за проверяемый промежуток времени.
Камеральная проверка
Производится на территории самих органов налогового контроля согласно ст. 88 Кодекса . Бухгалтерские документы, а также бумаги по налоговым выплатам по запросу предоставляются ИП или организацией в местные органы налоговой службы (по месту регистрации).
Многие предприниматели, решившие прекратить свой бизнес, не знают, может ли налоговая проверить ИП после закрытия. Они полагают, что оформив ликвидацию своего дела, становятся свободными от каких-либо обязательств перед государством. Такая точка зрения является ошибочной. Поэтому всем, кому придется столкнуться с подобной ситуацией, полезно будет знать, каким образом и на каких основаниях может быть осуществлена подобная проверка.
На каких условиях может проводиться проверка после закрытия ИП
Проверка индивидуального предпринимателя после того как он закроет свой бизнес основывается на требованиях п.1 ст. 23 НК РФ. Согласно ему, лицо, занимавшееся предпринимательской деятельностью, должно хранить все документы, касающиеся уплаты налогов и бухгалтерского учета, на протяжении 4 лет после того, как ИП будет закрыто. Именно такой срок давности установлен законодательством для выявления возможных нарушений и доначисления неуплаченных налогов и санкций. По истечении данного периода времени проводить проверку ФНС не имеет права.
Налоговая инспекция предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения часто проверяет с целью выявить неправомерность применения этой системы.
Если хорошо изучить все юридические нюансы процедуры закрытия ИП, то впоследствии можно и вовсе избежать проверок.
Поэтому предприниматель должен четко придерживаться всех прописанных в законе правил:
- собственноручно заполнить и подать в налоговую заявление о прекращении предпринимательской деятельности (форма Р26001);
- уплатить госпошлину;
- сдать все завершающие отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС;
- уволить сотрудников (если есть) и осуществить все причитающиеся им выплаты.
Закон не требует при ликвидации предпринимательства закрывать банковский счет в обязательном порядке. Но лучше будет сделать это, закончив все операции по расчетам и разорвав договор на обслуживание.
При соблюдении вышеуказанных правил закрыть ИП можно в любое время.
Согласно ст. 113 Налогового кодекса, если правонарушение установлено по истечении трехгодичного срока после закрытия индивидуального предпринимательства, то это не влечет за собой никакой ответственности для лица, его совершившего.
Проверки налоговой при закрытии ИП могут быть двух видов:
- Камеральная.
- Выездная.
Камеральную проверку проходят все субъекты предпринимательской деятельности, которые являются физическими лицами. Для юридических лиц такой вид проверки не предусмотрен. Она может быть в интересах предпринимателя, так как в случае выявления переплат с его стороны, предусмотрена возможность вернуть эти суммы даже после закрытия ИП.
Сделать камеральную проверку налоговая может на таких основаниям:
- документам, которые являются подтверждением деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя;
- документации по расчетам;
- налоговым декларациям.
Временные рамки осуществления камеральной проверки - 3 месяца со дня подачи документов. На основании декларации о доходах может быть осуществлена полная ревизия ИП.
Во время проведения ревизии сотрудниками ИФНС будут осуществляться:
- проверка факта ведения предпринимательской деятельности и подачи отчетности в налоговую и внебюджетные фонды;
- проверка правильности оформления документов и регулярности обязательных платежей;
- сверка показателей, содержащихся в отчетах предпринимателя с документацией налоговой инспекции.
В случае выявления расхождений сотрудниками ИФНС закрывшемуся предпринимателю будут начислены санкции, а недоплаченные налоги придется доплатить. Если ИП хочет вернуть переплаченные суммы, а документы утеряны - он может составить соответствующий акт и, уплатив комиссию, запросить в налоговой восстановление данных. Однако делать так целесообразно лишь в тех случаях, когда речь идет о значительной сумме.
Местом осуществления камеральной проверки предусматривается как фактический адрес физического лица-предпринимателя, так и налоговая инспекция, где он был зарегистрирован.
Выездные проверки могут быть ИП, в отличие от камеральных, не обязательным мероприятием. Но все, кто занимается индивидуальной деятельностью, должны иметь в виду, что налоговая служба имеет право осуществить их на протяжении 3 лет после закрытия ИП.
По времени выездная ревизия может растянуться до двух месяцев, но и это не предел. В определенных случаях ее сроки продлеваются до полугода.
Решение об этом может быть принято при таких обстоятельствах:
- Налоговики располагают сведениями о нарушениях совершенных ИП во время осуществления своей деятельности.
- Помещение, в котором должна осуществляться проверка, по каким-либо причинам недоступно.
- Если лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не смогло предоставить все необходимые для ревизии документы в сроки, указанные ИФНС.
При осуществлении выездной проверки ИП все сроки и ревизии, которые были в предыдущие периоды, не учитываются.
Пункт 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ подразумевает, что ревизия будет проводиться по месту регистрации ИП. Если в силу каких-либо причин провести ее по указанному месту не представляется возможным, проверка может быть осуществлена в помещении налоговой инспекции.
При выездной проверке инспекторы имеют право запросить документы только за три предыдущих календарных периода. Требования предоставить сведения за более ранний срок являются незаконными.
В ходе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции могут:
- запрашивать любые документы, имеющие отношение к деятельности закрытого ИП;
- опрашивать контрагентов ИП с целью получения дополнительных сведений о его деятельности;
- осматривать все помещения, где осуществлялась деятельность ИП;
- в случае возникновения сложных вопросов пользоваться услугами экспертов для их решения;
- изымать документы, не соответствующие действующему законодательству;
- проводить инвентаризацию;
- запрашивать и брать на рассмотрение документацию деловых партнеров ИП.
Подразделение ИФНС, которым будет проводиться проверка, обязано предупредить ИП о своем визите. Приходить домой к предпринимателю, не получив предварительно его согласия на это, ревизоры не имеют права.
После того, как проверка будет закончена, инспектор должен составить акт о ее результатах. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается предпринимателю, а другой остается у сотрудника налоговой.
По итогам проведенной инспекции налоговой службой могут быть приняты несколько вариантов решений:
- О начислении сумм для погашения задолженности по налогам.
- О расчете сумм финансовых санкций (штрафов и пени).
- О привлечении к ответственности (административной или уголовной).
Занятие предпринимательской деятельностью после ликвидации неофициально является серьезным нарушением. Оно может повлечь за собой уголовное преследование.
В случаях, когда будет установлено, что предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения без надлежащих на то оснований, его обяжут выплатить все налоги за период деятельности на общих основаниях, а также начислят пеню.
В случае несогласия с выводами ревизоров предприниматель в самом акте должен изложить свои возражения по сути выявленных нарушений и передать их сотрудникам налоговой службы.
Следует иметь в виду, что в законодательстве подразумевается, что возражения, обозначенные в акте проверки и обжалование ее результатов - это две отдельные процедуры. Плательщик налогов имеет право прибегать к ним независимо одна от другой. После завершения проверки и составления акта он имеет право обжаловать ее выводы в течение 14 дней.
Налоговая проверка - серьезное мероприятие. Чтобы она не стала для предпринимателя тяжким испытанием, необходимо тщательно вести бухгалтерскую документацию и вовремя уплачивать все налоги.
Особое внимание следует обратить на платежи в бюджетные фонды. Их нужно осуществлять даже в тех случаях, когда это будет идти в убыток предприятию. Даже в случае отсутствия доходов за отчетный период, лучше сдать в налоговую нулевую декларацию. Это сведет к минимуму возможные вопросы со стороны инспектора и позволит завершить свою предпринимательскую деятельность без дополнительных санкций со стороны государства.
Какие бывают проверки ИП
Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.
Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.
Основные положения закона №294-ФЗ
Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.
Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.
График проверок ИП
Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)
Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:
- реквизитах проверяемого ИП;
- какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
- количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
- форма проверки (документарная, выездная).
Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.
План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.
На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Кто проверяет индивидуальных предпринимателей
Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:
Проверка ИП налоговой
Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.
Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.
Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».
Проверка ИП Роспотребнадзором
Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).
Проверка ИП Ростехнадзором
Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.
Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.
В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .
Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.
План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/
План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/