Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9-11 классов. Для обучающихся в 5-11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Обсуждение
20.12.2008 17:55:36Комментировать статью "Требования к расписанию уроков"
Неудачное расписание уроков. Школьные проблемы. Образование детей. На настоящий момент письмо в адрес администрации составлено, подписано большинством родителей, ссылки на соответствующие требования и рекомендации СанПинов даны.
1 сентября 2015 года моя дочь Саша, как и тысячи других детей, отправилась в первый класс. Как и многим другим мамам, мне пришлось тщательно подготовиться самой и подготовить всех домочадцев к грядущим переменам, некоторые из которых стали настоящим сюрпризом для нашей семьи. Прежде всего, у нас кардинально изменился режим. Я встаю раньше всех, так как не хочу собираться в суете, готовлю завтрак, потом бужу мужа и детей.. Мы завтракаем, болтаем, обсуждаем планы на день, дети даже успевают...
21 марта (суббота) 12.00–13.00 Урок орнитологии «Совы большие и маленькие». Изд-во «Редкая птица» 4+ (Комната 221) 12.00–14.00 Урок макетирования. Студия «Летал Шагал» 3+ (Выставочный балкон 2 этажа) 12.00–14.00 Урок мультипликации. Центр развития личности «Миллениум» 8+ (Малый выставочный зал) 12.00–13.00 Урок литературы. Читаем и обсуждаем «Сказки тегумайского племени» из сборника «Сказки слово в слово» Редьярда Киплинга. Изд-во «Октопус» 8+ (Комната 234) 13.00–14.30 День Святого Патрика...
Ребенок поле школы просто никакой плюс накрывается музшкола, в которую ходим давно и успешно, так как расписание групповых занятий у них построено из рассчета 4-х уроков у первоклашек. Что делать? На родительсом собрании было сказано, что ИКТ- требование...
Здравствуйте уважаемые читатели журнала. Как известно, пандусы для инвалидов в нашей стране являются проблемой: либо их нет вообще, либо они установлены не по нормативу. Нормативом является наклон пандуса не более чем 30°, а многие из них установлены даже под углом в 45°. Представьте себе ситуацию, когда человек в инвалидной коляске с ручным приводом, такой как Motus 43, пытается подняться на такой пандус. Коляска сама по себе удобная и очень хорошо подходит для езды на ней человеку с...
Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Полная программа, только график уроков подстроен под расписание тренировок и соревнований.
Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10...
Для ее организации возможно изменение расписания уроков. В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков...
Вот и подходит к завершению вторая учебная неделя. А ведь вроде только вчера мы волновались о предстоящей школе, учили стихи и песни. А сегодня, во многих школах учебная жизнь уже вошла в свое русло. Администрация уже определилась с расписанием уроков и пришла пора сделать это самое расписание уроков и повесить на видном месте, рядом с рабочим столом школьника. Зачем в принципе нужно расписание уроков на стене, когда ребенок каждый день пишет его в дневнике? Дома ребенок расслабляется...
Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом - трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как...
Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...
Детский клуб-Школа раннего развития «Азбука» (сеть детских клубов) приглашает посетить 1 пробное занятие бесплатно! До 31 января 2012 года наш Клуб проводит НОВОГОДНЮЮ АКЦИЮ на посещение 1 пробного занятия БЕСПЛАТНО. Для этого Вам надо заполнить купон на нашем сайте в разделе «СКИДКИ» [ссылка-1] . Важно отметить, что заполненный купон будет действовать до 30 августа 2012 года. Вы можете посетить бесплатное пробное занятие в любой удобный для Вас период. Запись на пробное занятие...
У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути. В нашей стране известно четыре способа обучения чтению: буквосослагательный метод аналитико-синтетический метод складовый метод метод целых слов Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги...
Врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Вернее, требованием посещать. У нас их и так полно. Сказали, что по новому закону имеют право ставить седьмой урок. А если лично не прийти, то не выпускают из школы физически, пока не закончатся все уроки, в том числе прописанные в расписании кл.часы и прочая лабуда.
поняла же,что он не толлько может,но и успешен. Просто ему нужно время привыкнуть к требованиям.. 13.09.2011 15:48:10, =СветА™=. у моей пока не установилось расписание, но меньше 6 уроков не будет, собственно и в прошлом году было по 6 уроков.
Перед тем, как няня начнёт работу, помимо необходимой информации, которую Вам непременно следует ей сообщить (см. список в предыдущем посте), Вы также можете сформулировать свои требования к ней, чётко обозначить её обязанности и таким образом свести к минимуму недоразумения. Исходя из своей практики, а также анализируя опыт других мам, я подготовила ещё один интересный список. 1. График работы. Прописать, какие дни недели являются рабочими, количество рабочих часов в день или, возможно...
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного...
Если цель - обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста.
Как детям такое расписание? Что они такое делают на литературе 7 уроков в неделю? а Вы бы согласились с тем, что в 1543 довольно жесткий подход к детям, большие требования, сильная компетенция между детьми, настрой на то, что "если у тебя не 5, то ты лузер" ?
Разделы: Администрирование школы
Ключевые слова: составление расписания , программа «Ректор»
Процесс составления расписания – очень трудоемкий и продолжительный по времени, который может продолжиться до одного месяца, даже с использованием специализированных программ. Программы облегчают и ускоряют процесс, но они не могут учесть всех человеческих условий, поэтому приходиться использовать комбинированный режим работы с программами.
При составлении расписании заместитель директора по УР сталкивается со следующими требованиями, которые хотя бы частично должны быть учтены (полный перечень требований изложен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные в 2002 году, вводятся в действие с 1 сентября 2003 г. СанПиН содержит Приложение 6, в котором даны рекомендации по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в течение дня и недели.)
1. Методический день учителя.
Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима, не создающей перегрузки учащихся. Методический день не является дополнительным выходным днем.
2. Окна в расписании учителя.
Никаких нормативов по количеству окон не существует. По нормативам, рабочее время работника может быть разделено на два периода. То есть, если у учителя в течение рабочего дня два окна – это незаконно, а если одно, но любой продолжительности, то законно. Специфика рабочего времени учителя (в том числе и окна) должна быть прописана в локальном нормативном акте школы: либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре
3. Гигиенические требования – распределение учебной нагрузки по дням недели по баллам .
Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны приходиться на 2–3 уроках, а для II и III ступеней – на 2, 3, 4 уроках.
Таблица 1. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели.
Классы | Дни недели | |
благоприятные | неблагоприятные | |
1–4 | Вторник, среда (небольшое снижение), четверг | Понедельник, пятница, суббота |
5 | Понедельник, вторник | Среда, четверг, пятница, суббота |
6 | Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота | Понедельник, среда |
7–8 | Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота | Понедельник, пятница |
9–11 | Среда, четверг, пятница | Понедельник, вторник, суббота |
Таблица 2. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки.
Классы | Уроки | |
продуктивные | непродуктивные | |
1–2 | 1, 2, 4 | 3 |
3–5 | 1, 2, 3 | 4 |
6–7 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
8 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
9 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
10 | 1, 2, 3, 5 6 | 4 |
11 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения) | – |
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для расписания начальной школы (по 11-балльной шкале И.Г. Сивкова).
Предмет | Количество баллов | Предмет | Количество баллов |
Математика | 11 | Физическая культура, ритмика | 5 |
Иностранный язык | 10 | Художественный труд | 4 |
История | 8 | Рисование | 2 |
Русский язык, чтение | 7 | Пение, музыка | 1 |
Природоведение, естествознание, окружающий мир | 6 |
Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).
Школьные предметы* | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5-е классы | 6-е классы | 7-е классы | 8-е классы | 9-е классы | |
Алгебра | 10 | 9 | 7 | ||
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
География | |||||
Геометрия | 12 | 10 | 8 | ||
ИЗО | |||||
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 8 |
Информатика | 2 | 10 | 4 | 7 | 7 |
История, обществознание | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
Математика | 10 | 13 | |||
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | |
МХК | 5 | 5 | |||
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Природоведение | 7 | 8 | |||
Ритмика | 4 | ||||
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Физика | 8 | 9 | 13 | ||
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Химия | 13 | 10 | 12 | ||
Черчение | 5 | 4 | |||
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Экономика | 11 | ||||
Этикет | 7 | 5 |
* В перечень включены и факультативные курсы.
Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).
Предмет | Количество баллов | Предмет | Количество баллов |
Физика | 12 | Информатика Экономика |
6 |
Геометрия, химия | 11 | История Обществознание МХК |
5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География Экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ Москвоведение | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично. Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.
Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению расписания, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Пожелания учителей к составлению расписания.
У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день, время или в том или ином кабинете и т.д.
2. Загруженность классов с дополнительными услугами.
На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн, дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.
3. Распределение учебных кабинетов.
Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ, а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.
С чего же начать составлять расписание начинающему:
А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы (например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя работают в одних и тех же классах.
Например: Английский язык
Ф.И.О. | 2а | 2б | 2в | 3а | 3б | 3в | 4а | 4б | 4в | 5а | 5б | 5в | 11б |
Валиева С.Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3\3 | ||||||
Ергулева Е.В. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||||
Ерзина Л.В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Шайдулина З.Р. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3/3 |
Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)
Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).
В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:
- в разделе Списки – Свойства учителя
Рис. 1
желательно ввести кроме основных часов учителя, также указать все дополнительные часы. Это необходимо сделать, чтобы при составлении расписания зарезервировать день и час для данных занятий, например:7 уроками для проведения консультаций, чтобы было удобно учащимся. Можно попросить учителей, чтобы они обсудили это время заранее с учащимися.В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя, с данном случае часто происходит потеря часов.
- Совместители: Учителя по совместительству работают по определенным дням, поэтому при вводе данных в разделе Списки – Свойства учителя необходимо сразу указать дни и время их работы.
Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.
В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии, английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе Расписание – Учителя и запустить Мастер печати расписания учителя . Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel. Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали, это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах. Совет : Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться под рукой у замдиректора по УР.
Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре, может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей), проанализировать и исправить неточности в расписании.
Список используемой литературы:
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.
- Санитарные правила ст. 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований.
- http://profi.intergu.ru/index.asp?main=answer&t100=0&id_sec=1896
- И.Г. Корнеева. Рекомендации по составлению расписания// “Справочник заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.
В Красноярске школу № 53 на ул. Львовская уличили в неправильной расстановке уроков. Как сообщили 6 декабря в краевой прокуратуре, с жалобой на школу в ведомство анонимно обратился один из красноярцев . В ходе проверки его слова подтвердились: в учебном заведении были выявлены нарушения в составлении учебного графика.
Так, в расписании занятий отдельных классов не предусматривался облегченный учебный день, а уроки с выполнением письменных заданий проводились после занятий по физической культуре, что противоречит СанПиН.
Специалисты краевого управления Роспотребнадзора напоминают: соблюдение санитарных нормативов - прямая обязанность школьной администрации, поэтому итогом проверки стало представление об устранении выявленных нарушений, врученное директору школы. Кстати, подобные проблемы с расписанием в красноярских школах уже возникали - в марте этого года родители шестиклассников гимназии № 13 «Академ» пожаловались в ведомство, что их дети чересчур загружены учебой. По этому поводу НГС.НОВОСТИ делали большой материал .
Составление расписания уроков в школах четко регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, его 10-й главой «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса». Родители, запомните этот документ - все школы страны обязаны ему соответствовать.
Так, согласно правилам, различные по сложности предметы в течение дня и недели следует чередовать:
– для учеников начальной школы основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) нужно чередовать с уроками музыки, ИЗО, труда, физической культуры;
– для учащихся средних и старших классов предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Наиболее трудные предметы у первоклассников
должны проводиться на 2-м уроке, во 2–4-х классах
- на 2-м и 3-м уроках, в 5–11-х классах
- на 2–4-х уроках. Уровень трудности уроков оценивается по шкале Сивкова, составленной еще в 1988 году.
Пик умственной активности школьника приходится на 10:00–12:00, выяснили ученые. Поэтому самые трудные предметы должны идти 2-м, 3-м и 4-м уроками. Например, сдвоенная математика в конце учебного дня - это законный повод для жалобы.
Наукой также доказано, что в понедельник и пятницу материал воспринимается хуже, чем в середине недели. Поэтому пик учебной нагрузки по нормам должен приходиться на вторник и среду. Это может быть максимальное количество уроков либо самые тяжелые предметы. Если максимальная нагрузка по сумме баллов приходится на середину недели - расписание можно считать соответствующим нормам.
Уроки в школах по правилам должны начинаться не ранее 8:00 - никаких «нулевых» уроков не допускается. А вот максимальная нагрузка варьируется в зависимости от возраста школьников.
Так, для учащихся 2–4-х классов это 22 часа при пятидневной учебной неделе и 25 часов - при шестидневке. 6-й класс - 29 и 32 часа соответственно, 8–9-е классы - 32 и 35 часов, 10–11-е классы - 33 и 36 часов.
Кстати, санитарные нормы существуют даже для домашних заданий. Первоклассники не должны их делать дольше 1 часа, второклассники - 1,5 часов, учащиеся 3–4-х классов - 2 часов. В 5–6-х классах дети могут готовить уроки до 2,5 часов, в 7–8-х классах - до 3 часов, а в 10–11-х - до 4 часов. Лучшим временем для начала самоподготовки считается 16:00.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
"О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02"
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:
1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.
2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178-02, с 01.09.2003 года, считать утратившим силу Санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СП 2.4.2.782-99" (не подлежали государственной регистрации - письмо Минюста России от 22.09.99 N 7648-ЭР), утвержденные и введенные в действие приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.99 N 309, а также находившиеся на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.1073-01" и СанПиН 2.4.2.1102-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.
Г.Онищенко
Регистрационный N 3997
Санитарно-эпидемиологические правила
СанПиН 2.4.2.1178-02
"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
2.3. Требования к зданию
2.3.8. Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические " и "Стулья
ученические"
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 и 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1000-1150 | Оранжевый | |||
1150-1300 | Фиолетовый | |||
1300-1450 | Желтый | |||
1450-1600 | Красный | |||
1600-1750 | Зеленый | |||
Свыше 1750 | Голубой |
2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
Между рядами двухместных столов - не менее 60;
Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
Не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
От первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
Наибольшая удаленность последнего места обуч, 072;ющегося от учебной доски - 860;
Высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°C.
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°C.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°C.
В учебных помещений # рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 2
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °C | Длительность проветривания помещения, мин. | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами |
|
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 20-30 |
|
От 0 до -5 | 15-25 |
|
От -5 до -10 | 10-15 |
|
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
В классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°C при их обычном остеклении и 19 - 21°C - при ленточном остеклении;
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 - 60%.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
Для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
Для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
Для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
Для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
Сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
Не закрашивать оконные стекла;
Не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
Очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение.
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
2.7. Требования к водоснабжению и канализации
Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
2.9. Требования к режиму образовательного процесса
2.9.1. В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таблица 3
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
Учебные занятия проводятся только в первую смену;
5-дневная учебная неделя;
Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
Проведение не более 4-х уроков в день;
Продолжительность уроков - не более 35 минут;
Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
Организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
В сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
Со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.
2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).
2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, по, 1076;вижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.
2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (прилож.5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин, в 3-м - не более 25 мин; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин, в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 детей.
2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.
Таблица 4
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра (мин.) | ||
диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач |
|
7-15 | 15-20 | ||
15-20 | 15-20 | ||
20-25 | 20-25 | 20-25 |
|
8-11 | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.
2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).
2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3 - 4 классах - 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.
2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).
2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч.
2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.
В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа.
Самоподготовку следует н, ;ачинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.2.9.20.
Наилучшим сочетанием видом # деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).
2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию
2.11.1. В период эпидемиологического благополучия в учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств.
Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).
Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке (например, 0,5 - 1% раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция, 0,2% раствор сульфохлорантина, 3% раствор амфолана, 1% (по ДВ) раствор полисепта, 1% (по ДВ) раствор перамина, 3% (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством).
Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью).
Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств.
Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом.
Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистяще-дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке (например, Блеск-2, Санита, Белка, ПЧД, Дезеф, Дезус, Санитарный и др.), в соответствии с указаниями на этикетке или двукратно протирают ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих средств (Приложение 7).
2.11.8. В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять изделия разового пользования.
2.11.9. В период карантина ежедневному обеззараживанию подлежат все помещения, где находились дети из класса с установленным карантином.
При проведении дезинфекции особое внимание уделяют обработке объектов, играющих решающую роль в передаче данной инфекции.
При капельных инфекциях - частое проветривание классов (на каждой перемене), тщательное удаление пыли в помещениях, обеззараживание посуды; при кишечных инфекциях - обеззараживание посуды, поверхностей обеденных столов, санитарно-технического оборудования, мытье рук с мылом после каждого посещения туалета и перед приемом пищи.
2.11.10. С целью выявления педикулеза медицинскому персоналу необходимо не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части тела и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70-градусным раствором спирта.
2.11.11. На территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям, мусорных ящиков проводят орошением 10% раствором хлорной извести (или извести белильной термостойкой), 5% раствором НГК или 7% раствором ВГК при времени обеззараживания 60 мин. Мусор заливают одним из растворов: 10% раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин., 20% хлорно-известковым молоком 2:1 на 60 мин., 5% раствором НГК 2:1 на 120 мин.
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Примерный объем двигательной активности обучающихся
Классы | Ежед-невный объем времени (ч) | Культурно-оздоровительные мероприятия | Уроки физкуль-туры в неделю | Внекласс-ные формы занятий в неделю спорт-секции, кружки физкуль-туры, группы ОФП (ч) | Общие мероприятия для обучающихся | Самостоя-тельные занятия физкуль-турой не менее (мин) |
||||
15-20 | 1,10 | 10-15 |
||||||||
15-20 | 1,30 | 15-20 |
||||||||
15-20 | 1,30 | 15-20 |
||||||||
15-20 | 1,30 | 15-20 |
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) | |
Иностранный язык | |
Физика, химия | |
История | |
Родной язык, литература | |
Естествознание, география | |
Физкультура | |
Труд | |
Черчение | |
Рисование | |
Пение |
Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
При организации учебного процесса, в том числе при составлении расписания уроков, руководство образовательных организаций должно ориентироваться на требования СанПиН 2.4.2.2821-10. Описанные в документе правила обязательны для соблюдения для всех государственных и частных школ.
Как составить расписание уроков в школе по СанПиН?
Расписание уроков влияет на успеваемость учеников, оно отражает режим учебной деятельности. Его составляют параллельно для учеников по классам и для педагогов.
Составление расписания – задача не из легких, ведь нужно распределить часы каждого преподавателя, учесть учебную нагрузку и соблюсти требования нормативных документов. Как показывает практика, грамотно составленное расписание значительно облегчает усвоение материала для детей.
При составлении расписания 2019 следует учитывать не только СанПиН и сложность уроков по баллам, но также следующие факторы:
- деление класса на подгруппы, например, по иностранному языку, физкультуре, технологии;
- учебный план для профильных классов;
- занятость педагогов;
- наличие в первом классе динамической паузы;
- расписание звонков.
Биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста попадает на 10–12 часов дня. В это время усвоение материала будет наиболее эффективным, а психофизиологические затраты организма – наименьшими. Поэтому для обучающихся I ступени образования основные предметы ставятся на 2 и 3 уроки, II и III ступени – 2, 3, 4 уроки.
УТВЕРДИТЕ ДОКУМЕНТ, О КОТОРОМ ВСЕ ЗАБЫВАЮТ!
Составляя расписание уроков, не забудьте утвердить режим занятий! Если этого акта нет, Рособрнадзор признает отсутствие нарушением. Скачайте образец режима занятий на 2019/20 учебный год в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»
Скачайте образец режима занятий и легко пройдите проверку
Разнится умственная работоспособность учеников и по дням недели. В понедельник дети еще «раскачиваются» после выходных, а к пятнице – нарастает утомление и снижается мотивация к учебе. Поэтому основную нагрузку нужно давать на вторник и среду. В эти дни, по СанПиН, расписание уроков должно включать предметы, которые соответствуют наивысшему баллу по шкале сложности. Возможен вариант, когда предметы со средним или низким баллом сложности выпадают на эти дни, тогда ставится большее их количество.
Новый материал, а также контрольные и самостоятельные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине рабочей недели. Предметы, которые требуют большого количества времени на подготовку, не ставятся на один день.
Как распределяется аудиторная нагрузка согласно требованиям СанПиН к расписанию уроков?
В СанПиНе устанавливается предельно допустимая нагрузка, различная для учеников разных возрастных категорий. Максимальное количество часов для учащихся 1, 2-4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10-11 классов равна соответственно 26, 32, 33, 35, 36 и 37. Для всех школьников количество внеурочных занятий длится не более 10 часов в неделю.
В документе детализируется общий объем нагрузки в течение дня:
- 1 класс: по 4 урока 4 раза в неделю и 5 уроков за счет физкультуры 1 раз в неделю;
- 2-4 класс: 5 уроков 4 дня и 6 уроков за счет физкультуры 1 раз в неделю;
- 5-7 класс: не больше 7 уроков каждый день;
- 8-11 класс: не больше 8 уроков каждый день.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры. Расписание должно включать не менее 3 уроков физкультуры в неделю. Не допускается заменять их другими предметами.
Для младших школьников запрещено проводить уроки «парами», и для средних и старших это делать нежелательно, поскольку дети очень устают от такой нагрузки. Сдвоенные уроки допустимо проводить в таких случаях:
- для оптимизации нагрузки на учеников;
- для осуществления перехода на лекционно-семинарскую систему в 9–11 классах;
- при модульном подходе к реализации общеобразовательной программы.
Резко ухудшаются показатели усвоения материала, если при составлении расписания уроков по СанПиНу не учитывается разбаловка по предметам. Поэтому не стоит сдваивать уроки, которые по шкале трудности превышают 8 баллов. Как исключение, можно на второй урок ставить лабораторную работу или иной вид практической деятельности.
Уроки должны начинаться не ранее 8 утра. Проведение нулевых уроков запрещено. Ученики 1, 5, 9 и 11 классов занимаются только в одну смену. Контрольные работы рекомендуется проводить по одной в день, на 2, 3 или 4 уроке. Запрещено проводить занятия в три смены. Перерыв между сменами не должен быть меньше 30 минут.
После перехода на ФГОС допускается чередование уроков с занятиями внеурочной деятельности. Если класс не перешел на ФГОС, то расписание уроков и факультативных занятий составляется отдельно.
Расписание уроков в школе на 2018-2019 учебный год по СанПиНу включает расписание внеурочной деятельности, если она чередуется с уроками. Если факультативные занятия проводятся во второй половине дня или в первой - для учащихся во вторую смену, то оно составляет отдельно.
Как определяются перерывы между занятиями в школе?
Как составить расписание уроков в школе по СанПиН, чтобы соблюсти оптимальные временные промежутки между разными видами учебной деятельности?
Если школа не перешла на ФГОС, то составляются отдельные расписания для уроков и факультативных занятий. В этом случае после последнего урока перед началом факультатива рекомендуется устраивать перерыв длительностью не менее 45 минут. Это закреплено в п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10
Если образовательная организация руководствуется в своей работе ФГОС общего образования, то чередование урочных и внеурочных занятий допускается. Факультативные уроки организуются в отличных от классно-урочной формах, поэтому устанавливать перерыв длительностью 45 минут нет необходимости.
Составленное с учетом ФГОС расписание предусматривает установление продолжительности перемен согласно санитарным нормам. Маленькие перемены должны длиться не менее 10 минут. Необходимо предусмотреть одну большую (20-30 минут) или две маленьких (по 20 минут) перемены.
Правильно составленное расписание не только повышает успеваемость, но и снижает нагрузку на детей, помогает поддерживать их заинтересованность в учебе, лучше усваивать материал. При составлении расписания важно соблюсти все обязательные требования и в максимально возможном объеме рекомендуемые.