Государственная жилищная политика определяется как совокупность государственных мероприятий по обеспечению всего населения или его наиболее нуждающихся социальных групп жилищем, соответствующим общепринятым нормам .
Жилье стало предметом жилищной политики потому, что оно обеспечивает функцию защиты человека, а в условиях рыночной экономики является еще и объектом капиталовложений.
Основные положения политики Российской Федерации в жилищной сфере определены ЖК РФ, а также рядом целевых государственных программ в жилищной сфере.
Задачи жилищной политики:
содействие правильному распределению, поддержанию, эксплуатации и улучшению качества имеющегося жилья;
защита квартиросъемщиков от неправомерного выселения и повышения квартирной платы .
Начало проводимой в настоящее время в России жилищной реформе положили Государственная целевая программа "Жилище", одобренная постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595, и Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренные Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431 .
В процессе проведения жилищной реформы было намечено решить следующие задачи:
- – разработать законодательство, позволяющее гражданам реализовать конституционное право на жилище;
- – убедить население в том, что получение жилья в условиях рыночной экономики является благом, за которое следует платить личными средствами;
- – уменьшить инфляцию, понижающую уровень обеспечения населения;
- – при строительстве новых домов использовать натуральные строительные материалы, а возводимые новые здания для жилья строить малоэтажными;
- – управление жилищной сферой перевести из государственной компетенции на рыночную систему управления.
Федеральная программа "Свой дом" 1996 г. была направлена на расширение индивидуального строительства жилых домов по новейшим технологиям по ценам, доступным для населения (стоимость 1 кв. м жилья не должна быть выше среднего двухмесячного дохода на человека в субъектах РФ), увеличение доли строительства малоэтажных индивидуальных домов с автономными средствами жизнеобеспечения.
Федеральная целевая программа для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера 1995 г. направлена на регулирование потока выезжающих граждан (их должно было выехать 2 млн человек) и обеспечение их жильем с учетом того, что они являются городскими жителями и не приспособлены к жизни в сельской местности.
Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 гг. определила целью жилищной политики обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и их семьям. Этой программой предусмотрено увеличение финансирования строительства жилья, реформирование жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование системы управления последним.
В результате осуществления намеченных мероприятий были сформулированы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. Сформирована нормативная правовая база, которая является основой для осуществления дальнейших преобразований в жилищной сфере. За период реализации указанных выше программных документов было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий граждан, установленных законодательством РФ.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда России по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база жилищной реформы. В результате принятия и реализации Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" доля частного жилищного фонда в 2000 г. составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8%.
Однако ряд поставленных задач в жилищной сфере не удалось решить в полном объеме. Несмотря на то, что в регионах были успешно апробированы намеченные преобразования, не удалось сформировать экономические стимулы для их широкомасштабной реализации во всех регионах страны. Поэтому в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 марта 2001 г. № 346-р была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002–2010 гг.
Указанная Программа исходит из того, что в долгосрочной перспективе (после 2010 г.) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворить жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования. Средства местных бюджетов в первую очередь должны будут направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.
Мероприятия Программы выполняются в течение 2002– 2010 гг. поэтапно.
На первом этапе (2002–2004 гг.) было осуществлено:
- – нормативное правовое обеспечение Программы по всем направлениям ее реализации;
- – проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов РФ механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы;
- – реализация подпрограмм и программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав Программы.
На втором этапе (2005–2010 гг.) осуществлялось:
- – совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативной правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации Программы на практике в субъектах РФ;
- – широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;
- – продолжение реализации программ и мероприятий Программы.
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 797 была утверждена подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" целевой программы "Жилище" на 2002–2010 гг., основными задачами которой являлись:
- – финансовое оздоровление жилищно-коммунальных мероприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведение тарифов на жилищно- коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно- коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
- – снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирования инвестиционной привлекательности жилищно- коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов – предприятий топливно-энергетического комплекса;
- – обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее реализации были возложены на Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу .
Государство принимает участие в разработке практических мер, направленных на расширение строительства жилья в стране. Этой проблеме, в частности посвящен Указ Президента РФ "О мерах по развитию жилищного строительства" .
В ЖК РФ отсутствует правовое регулирование некоторых вопросов, которые были урегулированы в ЖК РСФСР. Так, не регламентированы возможность бронирования жилого помещения социального найма, раздела лицевого счета нанимателя между ним и членом его семьи, проживающим с ним, не указаны некоторые категории льготников, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по социальному найму, и т.д. При этом некоторые положения ЖК РСФСР законодателем не отменены. В результате образовались пробелы в ЖК РФ, которые суды толкуют не в пользу граждан.
Образовавшиеся пробелы в ЖК РФ постепенно ликвидируются. Например, необходимость предоставления жилья по договору социального найма вне очереди молодым семьям урегулирована постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления жилья в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2007–2010 годы" .
В функциях Минстроя России выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере жилищной политики, в том числе развития жилищного строительства в Российской Федерации.
Долевое строительство
В целях повышения защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов внесены изменения в законодательство об участии в долевом строительстве. 3 июля 2016 г. принят закон, разработанный Минстроем России, вступающий в силу с 1 января 2017 г., которым установлены дополнительные требования к застройщикам, введен механизм внесения средств граждан на специальные эскроу-счета, предусмотрено создание компенсационного фонда долевого строительства.
Одним из ключевых аспектов Закона является установление требований к финансовой обеспеченности застройщиков, а именно к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья.
Законом также урегулированы механизмы банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства, вступающие в силу с 1 июля 2017 г. Вместе с тем, предусматривается создание и ведение единого реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 17 мая 2016 г. по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации Минстроем России реализуется комплекс мер по созданию и обеспечению деятельности компенсационного фонда долевого строительства.
Ипотечное кредитование
По данным Банка России всего за 2017 год в Российской Федерации выдано 1 086 940 ипотечных кредитов на общую сумму 2 021 402 млн. рублей (на 26,9 % выше показателя 2016 года в количественном и на 37,3 % выше в денежном выражении).
В 2018 году выдано 1 471 809 ипотечных кредитов на общую сумму 3 012 702 млн. рублей, что на 35,4 % выше в количественном и на 49 % выше в денежном выражении аналогичного периода 2017 года.
Мониторинг объемов жилищного строительства
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежемесячного проводит оперативный мониторинг ситуации в жилищной сфере на территории субъектов Российской Федерации. С 2010 года в Российской Федерации наблюдалась положительная динамика по объему ввода жилья. В 2015 году этот показатель достиг рекордного уровня - 85,35 млн. кв. метров, что на 1,4 % выше аналогичного показателя 2014 года (84,19 млн. кв. м). Также в 2015 году увеличился на 20,8 % объем ввода жилья эконом-класса и составил 37,1 млн. кв. метров (в 2014 году- 30,7 млн. кв. метров).
Федеральный проект «Жилье»
Основной целью приоритетного проекта основного направления стратегического развития «Ипотека и арендное жилье» является улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88 млн кв. метров в 2018 году, 100 млн. кв. метров в 2020 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн. ипотечных кредитов, в 2020 году 1,2 млн. ипотечных кредитов).
В рамках указанного направления базовыми подходами к способам и формам достижения целей по содействию улучшению жилищных условий граждан являются:
обеспечение высоких темпов строительства качественного, комфортного и доступного жилья, в том числе за счет вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых федеральных, региональных и муниципальных земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории;
повышение доступности ипотечных кредитов для граждан и снижение финансовых рисков путем формирования ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг, внедрения электронных закладных, лучших мировых практик по раскрытию информации и иных мер;
реализация «пилотных» проектов по строительству специализированного арендного жилья, в том числе с использованием механизмов коллективных инвестиций и выработке на этой основе предложений по дальнейшему развитию рынка арендного жилья.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 19 октября 2016 г. утвержден Паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье».
Обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса
В целях обеспечения работников организаций ОПК в городах Нижний Новгород, Пермь и Тула реализуются пилотные проекты по обеспечению жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных в этих городах.
Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства
Раздел содержит информацию о методологической поддержке органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан
В рамках реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» оказывается поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Госпрограммой предусмотрены средства для улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица
Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица
Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами
Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан «Молодые ученые»
Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Ветераны Великой Отечественной войны
Инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий
Арендное жилье
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» 21 июля 2014 г. был принят Федеральный закон N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Закон, разработанный при участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, предусматривает возможность строительства наемных домов субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и частными застройщиками. Частные застройщики, которые предложат на аукционах более низкий размер арендной платы за наем жилых помещений в таких домах, получат земельные участки в аренду без торгов по цене земельного налога. Вместе с тем, документ предусматривает и дополнительную поддержку застройщикам, например, в виде обеспечения участков инженерной инфраструктурой.
Закон также устанавливает, что не менее 50% от общего количества жилых помещений наемного дома должны предоставляться по договорам социального найма, а остальные жилые помещения - на рыночных условиях.
Дата изменения: 30.05.2019 14:38:16
Виды деятельности
Национальные проекты
Национальный проект «Жильё и городская среда»Градостроительная деятельность и архитектура
Нормативно–правовое регулирование Нормативно–техническое регулирование Ценообразование Деятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельности Экономически эффективная проектная документация повторного использования Саморегулирование в сфере строительства Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве Промышленность строительных материалов Государственный контроль Анкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской Федерации Специальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницыКонтрольная деятельность
Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 годуЛицензирование
Инициативные проекты
«Я – строитель Будущего!» Развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ Разработка и внедрение единых стандартов работы общественных советов при профильных региональных министерствахГородская среда
Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»Жилищно-коммунальное хозяйство
Государственно-частное партнерство в ЖКХ Управление многоквартирными домами Капитальный ремонт в многоквартирных домах Ликвидация аварийного жилья Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФВведение
В современной России жилищный вопрос - один из наиболее актуальных. Среди огромного числа желающих улучшить жилищные условия, позволить себе покупку новой квартиры в состоянии очень немногие, поскольку большая часть населения страны практически оказалась у порога бедности. Поэтому вполне естественно, что проблемы обеспечения нуждающихся граждан жильём и качественными коммунальными услугами призваны быть в центре политической жизни страны. В сложившейся ситуации ответственность государства за социальную защиту граждан, включая и обеспечение их необходимым жильём, является исключительно важной и требует к себе самого пристального внимания со стороны исполнительной и законодательной власти, гражданского общества и политических партий.
Жилищная политика является одной из важнейших составляющих внутренней политики действующей власти любого государства. По своему содержанию и характеру она многомерна и многофункциональна. Важнейшее значение для её успешной реализации имеет её политическая составляющая. Внутренняя политика государства, неотъемлемой частью которой является жилищная политика, не может быть эффективной в условиях нестабильной политической системы и находящихся в состоянии кризиса экономики и финансов. Не существует и достойной цивилизованного общества социальной защиты граждан, в том числе, и в жилищной сфере, при отсутствии политической воли и решимости властных структур не на словах, а на деле создать условия обеспечения всех нуждающихся жильём и способа его справедливого распределения. В такой же степени верна и обратная зависимость.
Цель данной контрольной работы - изучить правовые основы жилищной политики государства.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
Определить понятие и сущность жилищной политики;
Изучить правовые основы жилищной политики и установить проблемы ее реализации.
Объект исследования - жилищная политика.
Предмет исследования - правовые основы жилищной политики.
В качестве методов исследования применялись: синтез, дедукция, сравнение, обобщение.
В качестве источниковой базы использовались нормативно-правовые акты, учебная литература, научные статьи.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, включающей два параграфа, заключения, списка литературы.
Правовые основы жилищной политики государства
Понятие и сущность жилищной политики
Под жилищной политикой государства понимается законодательная, исполнительная и практическая деятельность государства по решению комплекса вопросов, связанных с обеспечением граждан жильём и качественными коммунальными услугами.
Эта деятельность осуществляется властными структурами - «правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям». Иными словами, власть - как неотъемлемый атрибут любого государственного устройства, проводит политику, которая в процессе её реализации призвана обеспечить своим гражданам определённые условия жизни. Она также решает вопросы распределения материальных благ в соответствии с заявленными целями и приоритетами.
Жилищная политика как особая сфера жизнедеятельности человека организовывает свои функции на различных уровнях социального пространства. Применительно к теме диссертации, это: макрополитика, которая регулирует конфликтные отношения внутри отдельных государств, и представляет собой типичный уровень межгруппового диалога, - федеральный уровень; мезополитика - характеризуется связями и отношениями отдельных регионов, локальных групп, политических институтов и организаций - региональный уровень; микрополитика - устанавливает внутригрупповые или межличностные властно значимые отношения индивидов, которые регулируются государственными институтами - муниципальный (местный) уровень.
Следует отметить, что каждый из перечисленных уровней имеет свою, присущую только ему специфику организации политического процесса. Он формирует отношения, механизмы, институты и технологии урегулирования споров и конфликтов на своём уровне. Характерным является то, что каждый из них «работает», действует самостоятельно, независимо от других, и его механизмы и инструменты не могут использоваться для разрешения споров и конфликтов на других уровнях (выше или ниже). Этим объясняется, в частности, то, что федеральные власти нередко оказываются не в состоянии разрешить какой-нибудь региональный конфликт (например, межэтнический).
Это означает, что каждый из этих уровней политической организации предполагает индивидуальные способы изучения их деятельности, направления и развития, в том числе, и в сфере жилищной политики.
На федеральном уровне - формирование политики государства в этом направлении и разработка федеральных законов, правил и стандартов качества строительства жилья и объектов жилищной инфраструктуры и применение этих стандартов при заключении с подрядчиками договоров на строительство, координация деятельности государственных органов и органов субъектов федерации, установка уровня тарифов по оплате за жильё и коммунальные услуги; на уровне субъектов федерации РФ - жилищную политику и её регулирование и управление жилищным и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляют уполномоченные органы субъектов федерации (например, государственная жилищная инспекция субъекта); на уровне местного самоуправления - главным здесь, в соответствии с реализацией государственной целевой программы «Жилище», является управление и обслуживание жилищного хозяйства. В этих целях субъектам федерации и органам местного самоуправления делегируются соответствующие полномочия государства. В первую очередь это касается передачи прав собственности на объекты жилья и жилищно-коммунального хозяйства.
Органы местного самоуправления, по своей сути, являются правопреемником Советов народных депутатов. Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
На уровне городских и районных администраций - устанавливаются местные налоги, цены и тарифы на товары и услуги, в том числе, на жильё и жилищно-коммунальные услуги, аренду зданий и нежилых помещений и сооружений. Это нередко приводит к возникновению конфликтов из-за сложностей разграничения полномочий ветвей власти. На уровне поселковых администраций - устанавливается порядок передачи и продажи жилья в собственность гражданам и юридическим лицам, сдачи жилья в аренду, в установленном порядке распределяется муниципальный жилой фонд, ведется учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится выдача ордеров на заселение в домах муниципального жилищного фонда. При всём этом органы регионального и местного самоуправления не располагают достаточными средствами для строительства жилья.
В этой связи с целью повышения заинтересованности регионов в ускорении проведения реформ в сфере жилищной политики правительством Российской Федерации были внесены изменения в порядок распределения трансфертов из федерального бюджета, между регионами страны и введена система федеральных жилищных стандартов для ориентира региональных и местных властей. Подготовлен проект программы реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, градостроительства, финансирования жилищного строительства. Эти реформы направлены на демонополизацию жилищной сферы и создание инфраструктуры рынка жилья.
Жильё относится к числу материальных благ, в котором сочетаются самые разнообразные функции. Оно является продуктом труда, товаром потребления и несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Но та функция, которую выполняет жильё, в отличие от других потребительских товаров длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т. д.), присуща только ему. Жилище жизненно необходимо для каждого, так как оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности. Оно является той материальной основой, на которой развивается и строится семья - объединение людей, которые, как правило проживают, совместно. Их объединяют, помимо общей жилплощади, взаимные права и обязанности, которые возникают при заключении брака или иного родства. Улучшение жилищных условий является одним из основных признаков повышения благосостояния граждан и политической и экономический стабильности государства. Таким образом, жильё, во всём многообразии своих функций - многофункционально.
Сегодня стала настоятельно необходимой национальная жилищная политика. Её общегосударственный характер и программные установки предопределяются тем, что достижение жилищной обеспеченности отдельных граждан требует одновременного решения общественных задач: организации системы расселения, проработки её региональных аспектов, формирования современной жилой среды, обеспечения коммуникаций, экологических условий и природоохранных мероприятий.
Поскольку жилье - это самое дорогостоящее благо, и достижение современных удобств предполагает высокий уровень развития соответствующей инфраструктуры и отраслей строительного комплекса, принятие продуманной государственной программы строительства и общедоступной системы предложения жилья является обязательным условием достижения нормальной жилищной обеспеченности. В этой программе должны быть осмыслены многообразные пути удовлетворения жилищных потребностей, которые заведомо будут неодинаковыми для отдельных групп населения в зависимости от их социально-демографических характеристик (возраста, семейного положения, здоровья), рода занятий и профессии, проживания в городских и сельских поселениях, экономического положения, образования и культуры и т.д.
Жилье служит важным фактором стабилизации и устойчивого развития общества.
Неотъемлемым принципом политики должна быть общая доступность удовлетворения жилищных потребностей на основе создания разнообразных форм предложения и кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан.
В иерархии жизненных потребностей людей жилище находится на одном из первых мест. Жилищные условия являются существенным фактором формирования личности, утверждения человеческого достоинства, сохранения здоровья, самореализации в трудовой и духовной сфере.
Во всем мире выработаны и действуют (в развитых странах более полувека) единые принципы государственной жилищной политики. Главные среди них - два следующие :
1) Во-первых, любой человек может получить на доступных основаниях долгосрочную ссуду (иили субсидию) для приобретения собственного жилья; для неплатежеспособных строится государственное и муниципальное жилье, предоставляемое на правах найма.
2) Во-вторых, уровень текущей платы за коммунальные услуги находится под контролем центральных или местных органов власти, которые, с одной стороны, следят за обоснованностью устанавливаемых тарифов фирмами, предоставляющими коммунальные услуги, с другой стороны. Дотируют квартплату отдельным категориям жильцов по имущественным показаниям.
Активное участие государства и местного самоуправления в решении проблемы обеспечения граждан жильем предусмотрено Конституцией Российской Федерации, и служит реализацией гарантированного права на жилище. Реализация жилищных прав является одной из важнейших составляющих прав и свобод человека и гражданина. Статья 40 Конституции Российской Федерации относит право на жилище к числу основных прав человека и гражданина. Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Конституция Российской Федерации предусматривает вполне определенные гарантии этого права на жилище, что делает его стабильным. Также статья 40 Конституции определяет следующие действия по реализации жилищной политики:
1) Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
2) Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Преамбула Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» установила цели федеральной жилищной политики :
обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников);
развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере;
развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.
Закон также определил следующие основные формы помощи гражданам, не обеспеченным жильем :
строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору [социального] найма;
компенсации (субсидии) и льготы по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Основными задачами государственной жилищной политики являются:
1) Обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации.
2) Привлечение во все компоненты жилищной сферы внебюджетных финансовых ресурсов.
3) Создание набора механизмов жилищного финансирования, позволяющего каждой категории граждан решать свои жилищные проблемы в соответствии со своими возможностями и адекватно им сформированными потребностями.
4) Обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 кв.м. на человека в год путем:
устранение правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья;
развития кадрового потенциала сферы строительства и управления жильем;
организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие новых и ранее застроенных территорий путем обеспечения строительства инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;
внедрения инноваций на рынке жилья, наиболее эффективных технологий строительства, управления и обслуживания жилья;
контроля соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и земельным ресурсам;
эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере;
5) Создание условий для приобретения собственного жилья широкими слоями населения (применяя различные способы снижения стоимости либо субсидирования приобретения жилья для отдельных категорий граждан).
6) Развитие сектора социального жилья.
7) Создание сектора наемного жилья.
8) Повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде.
9) Обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья;
10) Расширение сферы частно-государственного партнерства в жилищной сфере и др.
Жилищная сфера - это не только экономика, но и, в большей степени, сфера социальной жизни общества. Обеспечивая одни из самых важных потребностей человека, она является неотъемлемой частью государственной политики в целом.
Необходимость участия государства в процессе реформирования и обеспечения функционирования жилищно-коммунальной отрасли определяется тем, что она является сферой жизнеобеспечения российских граждан, то есть фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности. Государство должно нести ответственность перед гражданами за результаты проводимой реформы.
Единой государственной политикой должны быть объединены функции :
регулирования нормативно-правовой базы;
бюджетной поддержки, тарифной и ценовой политики, обеспечивающих финансовую устойчивость ЖКХ;
технической политики в ходе модернизации основных фондов отрасли, основанной на энергосберегающих технологиях;
технической регламентации качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг; социальной защиты и социальных гарантий;
формирования системы рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере и другие.
Важнейшими функциями государства являются:
координация основных мероприятий реформы жилищной сферы с другими проводимыми реформами;
обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях.
Во взаимосвязи с ходом и результатами реформы жилищной политики роль управления и регулирования, в общем объеме государственных функций, должна существенно уменьшиться, при сохранении на достаточно длительный период функций контроля и надзора.
Более высокой ступенью развития государственного регулирования является целевое программирование, т. е. комплексное использование в общих целях различных программ решения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. В них определяется последовательность решения задач, обозначаются органы власти, ответственные за исполнение этих программ, указываются источники финансирования.
При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более что практически во всех странах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются целевые программы подобного рода. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль за их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования, избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.
Тем не менее, в период переходной экономики такие противоречия и несогласованности всегда неизбежны. Особенно в правовом оформлении политики и практики таких сложных сфер, как жилищная. Ведь в этой области за короткое время пришлось зачастую без каких-либо правовых прецедентов в отечественной практике создать около сотни актов и нормативных предписаний, касающихся многих тысяч позиций поведения самых разных субъектов права в различных направлениях их деятельности: жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства; землепользования и градостроительного регулирования; системы жилищного финансирования и создания инфраструктуры рынка жилья и т. д. По каждому из этих направлений были разработаны и приняты законы, в которых предусмотрены отдельные нормы, учитывающие рыночные изменения в жилищной сфере.
В силу такого обилия разработанных в короткое время законодательных актов, реализация федеральных целевых программ в жилищной сфере сталкивается с трудностями, создаваемыми противоречиями друг другу отдельных положений в этих законах. Особенно по таким позициям, как: классификация жилищных фондов.
Изменение государственной жилищной политики в рыночных условиях внесло в нее существенные коррективы. Если в Жилищном кодексе РСФСР выделялось четыре вида жилищных фондов (государственный, общественный, жилищно-строительных кооперативов и индивидуальный), то Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», положив в основу классификации жилищных фондов их принадлежность к тому и иному виду собственности, выделил шесть разновидностей:
1) Частный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности граждан и находящийся в собственности юридических лиц.
2) Государственный жилищный фонд - ведомственный фонд, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных предприятий, учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности; фонд, находящийся в собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, принадлежащий соответствующему субъекту федерации;
3) Муниципальный жилищный фонд, находящийся в собственности районов, городов, входящих в административно-территориальные образования, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий и учреждений;
4) Общественный жилищный фонд, состоящий в собственности общественных организаций.
Между тем практика в жилищной сфере создала такую разновидность жилищного фонда как жилищный фонд смешанной формы собственности, состоящий в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности.
Некоторая правовая несбалансированность одновременно действующих законодательных актов в части классификации жилищных фондов ни к чему, кроме правовой путаницы, в дебрях которой способны разобраться лишь высококвалифицированные профессионалы, привести не может. Она осложняет практику государственных органов, особенно регионального и муниципального уровней. Предстоит законотворческая работа по приведению жилищного законодательства к нормам Гражданского кодекса РФ с тем, чтобы принадлежность, порядок владения, пользования и распоряжения жильем соответствовали гражданскому законодательству.
Основным требованием к государственному регулированию и поддержке воспроизводства основных жилых фондов является комплексность и полнота мер и понимание действий во всех составляющих жилищной сферы. Основная роль государства при этом сводится к созданию необходимых условий для функционирования финансового механизма, включая принятие соответствующих законов, внесение изменений в действующее законодательство, первоначальную финансовую поддержку рыночных институтов и физических лиц, участвующих в долгосрочном финансировании строительства жилья.
Что касается функций государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики, то здесь противоречия связаны с недостаточной или неодинаковой прописанностью в разных правовых актах объема полномочий различных уровней власти в пользовании, распоряжении и владении жилищным фондом тех или иных видов собственности. Государственная жилищная политика разрабатывается на федеральном уровне и конкретизируется с учетом местных условий государственными органами управления нижестоящих уровней. Она осуществляется в соответствии с полномочиями властей всех ветвей и уровней. На федеральном уровне государство обеспечивает:
формирование государственной политики в данной сфере экономики;
разработку федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и государственных стандартов качества, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства;
согласование деятельности государственных органов, осуществляющих жилищную политику на уровне субъектов Российской Федерации;
анализ и обобщение тенденций реализации жилищной политики на основе государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
координацию деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг;
разработку федеральных стандартов строительства, содержания жилья, обеспечивающих соблюдение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг и использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также административное, жилищное, земельное законодательство.
На уровне субъектов Российской Федерации жилищная политика и государственное регулирование жилищным и коммунальным хозяйством осуществляется соответствующими органами управления субъектов Российской Федерации, наделенными необходимыми полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации и другие).
Функции местного самоуправления в реализации жилищной политики раскрываются в связи с реализацией государственной программы «Жилище», которая предусматривает структурные изменения и в области управления и обслуживания жилищного хозяйства. Главным здесь является передача органам местного самоуправления полномочий государства, в том числе и прав собственности на жилищные объекты.
Большинство вопросов жилищных правоотношений, ранее относившиеся к ведению государства, с началом рыночных реформ были переданы субъектам федерации и органам местного самоуправления, однако несовершенство правового поля деятельности последнего негативно сказывается на реализации жилищной политики, а потому нуждается в дальнейшем правотворчестве по его устранению.
Принятие закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» положило начало жилищной реформе в стране. Важнейшие направления в области жилищной реформы в России определялись указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации. За десятилетие были созданы правовые и организационные основы жилищной политики, определены приоритетные направления, отработаны механизмы ее реализации.
Реформирование жилищной сферы является сегодня по праву важнейшей составляющей в социальной политике регионов и федеральных структур.
В центре государственной социальной политики в сфере жилищных отношений стоит человек, взаимодействующий с рыночной средой по поводу организации своей жизнедеятельности. Жилищная сфера является важнейшим сектором экономики, от которого зависит общее экономическое благополучие страны.
Успех реформирования жилищной сферы зависит от отношения к нему населения, прежде всего, от признания потребителями услуг соответствия целей и задач реформ их собственным интересам. Активное привлечение населения к решению задач жилищной сферы через поощрение организации самоуправляемых товариществ жильцов, объединений собственников жилья, территориальных сообществ жителей, создания жильцам благоприятных условий для осуществления ими выбора коммунальных служб в районах и городах, действенного контроля над работой последних, широкого развития жилищного движения и т. д. создадут необходимую общественную поддержку объективно назревшим преобразованиям в жилищной сферы, которые обеспечат успех этого сложнейшего, одного из ключевых для российских рыночных реформ, дела.