В Красноярске школу № 53 на ул. Львовская уличили в неправильной расстановке уроков. Как сообщили 6 декабря в краевой прокуратуре, с жалобой на школу в ведомство анонимно обратился один из красноярцев . В ходе проверки его слова подтвердились: в учебном заведении были выявлены нарушения в составлении учебного графика.
Так, в расписании занятий отдельных классов не предусматривался облегченный учебный день, а уроки с выполнением письменных заданий проводились после занятий по физической культуре, что противоречит СанПиН.
Специалисты краевого управления Роспотребнадзора напоминают: соблюдение санитарных нормативов - прямая обязанность школьной администрации, поэтому итогом проверки стало представление об устранении выявленных нарушений, врученное директору школы. Кстати, подобные проблемы с расписанием в красноярских школах уже возникали - в марте этого года родители шестиклассников гимназии № 13 «Академ» пожаловались в ведомство, что их дети чересчур загружены учебой. По этому поводу НГС.НОВОСТИ делали большой материал .
Составление расписания уроков в школах четко регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, его 10-й главой «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса». Родители, запомните этот документ - все школы страны обязаны ему соответствовать.
Так, согласно правилам, различные по сложности предметы в течение дня и недели следует чередовать:
– для учеников начальной школы основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) нужно чередовать с уроками музыки, ИЗО, труда, физической культуры;
– для учащихся средних и старших классов предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Наиболее трудные предметы у первоклассников
должны проводиться на 2-м уроке, во 2–4-х классах
- на 2-м и 3-м уроках, в 5–11-х классах
- на 2–4-х уроках. Уровень трудности уроков оценивается по шкале Сивкова, составленной еще в 1988 году.
Пик умственной активности школьника приходится на 10:00–12:00, выяснили ученые. Поэтому самые трудные предметы должны идти 2-м, 3-м и 4-м уроками. Например, сдвоенная математика в конце учебного дня - это законный повод для жалобы.
Наукой также доказано, что в понедельник и пятницу материал воспринимается хуже, чем в середине недели. Поэтому пик учебной нагрузки по нормам должен приходиться на вторник и среду. Это может быть максимальное количество уроков либо самые тяжелые предметы. Если максимальная нагрузка по сумме баллов приходится на середину недели - расписание можно считать соответствующим нормам.
Уроки в школах по правилам должны начинаться не ранее 8:00 - никаких «нулевых» уроков не допускается. А вот максимальная нагрузка варьируется в зависимости от возраста школьников.
Так, для учащихся 2–4-х классов это 22 часа при пятидневной учебной неделе и 25 часов - при шестидневке. 6-й класс - 29 и 32 часа соответственно, 8–9-е классы - 32 и 35 часов, 10–11-е классы - 33 и 36 часов.
Кстати, санитарные нормы существуют даже для домашних заданий. Первоклассники не должны их делать дольше 1 часа, второклассники - 1,5 часов, учащиеся 3–4-х классов - 2 часов. В 5–6-х классах дети могут готовить уроки до 2,5 часов, в 7–8-х классах - до 3 часов, а в 10–11-х - до 4 часов. Лучшим временем для начала самоподготовки считается 16:00.
(по И.Г. Сивкову, 1975)
Исследования показывают, что не всегда предложенная И.Г. Сивковым оценка соответствует реальной трудности учебных предметов. Как предполагается, в первую очередь она определяется личностью учителя и его профессиональным мастерством. В частности, если учитель сумеет сформировать у школьников заинтересованное отношение к изучаемому материалу, свяжет его со значимыми для обучающихся данного возраста приоритетами, то они будут считать этот предмет вообще не столько трудным, сколько интересным. Поэтому сам термин «трудность учебных предметов» представляется относительным и больше относится к используемым данным педагогом методикам и приемам. В связи с этим в оценке реальной трудности следует исходить из конкретной ситуации, и каждое образовательное учреждение может провести свою собственную ее диагностику, используя «метод экспертных оценок» (Н.В. Васильева, 2003).
Для практического использования метода необходимо:
1. Подготовить наборы с названиями предметов.
2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе.
4. Уточнить понятие «трудность предметов».
5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже – менее трудный и т. д.).
6. Полученный расклад предметов записать на лист ответов.
7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов».
8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов.
9. Листы с ответами собрать и обработать (табл. 23).
Таблица 23
Форма сводной таблицы для обработки экспертных оценок трудности учебных предметов
Расчет среднего балла не имеет значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели.
Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:
Ср. б. пр. = Σmk / n
где mk – средний балл по предмету одного класса;
n – количество классов в исследуемой параллели.
Можно воспользоваться и следующей формулой:
Ср. б. пр. = ΣWk / n
где Mk – сумма баллов по предмету в параллели;
п – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.
Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утомительности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчитывается как среднее значение от суммы средних величин трудности и утомительности).
Полученные результаты дают возможность создать шкалу приемлемости предметов, отражающую особенности каждого конкретного образовательного учреждения (табл. 24).
Таблица 24
Примерная шкала приемлемости предметов
В предлагаемом варианте шкалы приемлемости предметов в столбец «предметы по рангу» вносятся предметы, ранги которых были получены в данном образовательном учреждении на основании своей собственной диагностики «методом экспертных оценок». Поэтому по своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна. Шкала приемлемости может быть составлена на каждую параллель классов.
Уже доказано, что нецелесообразно ставить в расписании два или даже три сложных урока подряд, а лучше чередовать трудные предметы, требующие значительных умственных усилий (математика, иностранный язык, химия, физика), с менее трудными, – с преимущественно физическими нагрузками, связанными с письмом или записыванием (русский, иностранный языки) или с преимущественным объяснением учителя (история, география) и т. д.
В расписании учебных занятий на неделю следует исходить из суммарной нагрузки учебных дней в определенной закономерности, отраженной в табл. 25.
Таким образом, судя по приведенной таблице, наименьшей работоспособностью учащиеся отличаются в понедельник, а наивысшей – в среду и четверг. В связи с этим можно было бы рекомендовать количество и трудность учебных предметов в каждом учебном дне подбирать таким образом, чтобы их суммарная дневная величина не превышала половины приведенных в таблице значений. В полной мере это относится и к объему и трудности задаваемых для домашней самостоятельной работы заданий.
Таблица 25
РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в школе
Расстановка ударений: РАСПИСА`НИЕ УЧЕ`БНЫХ ЗАНЯ`ТИЙ в школе
РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в школе — документ, определяющий последовательность преподавания в течение каждого дня уч. недели предметов, предусмотренных уч. планом (см. План учебный ). От качества Р. у. з. в определённой мере зависит эффективность уч.-воспитательного процесса, создание условий для проведения внеклассной и внешкольной работы. Р. у. з., составленное с учётом пед. и санитарно-гигиенич. требований, обеспечивает равномерное распределение уч. нагрузки школьников, соблюдение ими режима дня; оно имеет большое значение также для разумной организации труда учителей.
Р. у. з. составляется обычно на полугодие, т. к. в уч. плане по нек-рым предметам предусматривается разное количество уч. часов в 1-м и 2-м полугодиях. Р. у. з. должно быть стабильным. Частые изменения отрицательно сказываются на режиме школы (см. Режим школьный ) и дисциплине уч-ся. При составлении Р. у. з. надо стремиться, чтобы сохранялось чередование предметов гуманитарного и естественно-математич. циклов, и уроки, требующие большого умственного напряжения, сменялись занятиями по физич. культуре и трудовым обучением. Уроки по наиболее трудным предметам не следует ставить последними.
Уроки, к к-рым необходима большая домашняя подготовка, следует рассредоточить по разным дням недели. Если в уч. плане на предмет отводится 2 — 3 уч. часа в неделю, то лучше их располагать с интервалом в 1 — 2 дня. Это повышает качество усвоения уч. материала. В школах, где одни и те же учителя математики, физики, химии преподают в 5 — 8-х и 9 — 10-х классах, рекомендуется, учитывая большую утомляемость подростков в сравнении со старшеклассниками, соответствующие предметы чаще проводить первыми в ср. классах. При составлении Р. у. з. надо предусмотреть эффективное использование уч. кабинетов (см. Кабинетная система учебных занятий), технич. средств обучения, наглядных пособий, лабораторного оборудования. Проведение в 8 — 10-х классах сдвоенных уроков помогает уменьшить объём домашних заданий.
Продуманно составленное Р. у. з.
Особенности составления расписания с помощью программы "Ректор"
создаёт условия для выполнения учителем обязанностей классного руководителя, для повышения им своей науч.-методич. квалификации: взаимное посещение уроков, учёба на курсах, семинарах при ин-тах повышения квалификации и др.
Учёт многочисленных требований, предъявляемых к Р. у. з., роль расписания в жизни всего школьного коллектива определяют сложность работы по его составлению. С проектом Р. у. з., подготовленным заместителем директора школы по уч. части при помощи наиболее опытных учителей, знакомится весь учительский коллектив. После внесения необходимых поправок Р. у. з. утверждается директором школы, объявляется всем учителям и уч-ся и вывешивается на видном месте. Кроме Р. у. з., составляется расписание кружковой работы, расписание экзаменов .
Г. Р. Черепашепец. Москва.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Шкала трудности предметов для старших школьников
Определение размера заработной платы учителя.
Базовая основная часть заработной платы учителя рассчитывается исходя из стоимости ученико-часа, учебной нагрузки учителя по каждому предмету в неделю согласно учебному плану и численности учащихся в классе с учетом коэффициента сложности предмета и коэффициентов, учитывающих образование, педагогический стаж, квалификационную категорию, ученую степень, государственную или отраслевую награду, специфику работы учителя.
Стоимость ученико-часа определяется исходя из базовой единицы, повышающих коэффициентов и рассчитывается по следующей формуле:
Стоим уч часа= баз ед х (1 + значение повышающих коэфф)
Различают следующие виды Повышающих коэффициентов:
Ксп — коэффициент сложности предмета,
Кст — коэффициент за стаж педагогической работы,
Ко — коэффициент, учитывающий уровень образования,
Кк — коэффициент, учитывающий квалификационную категорию,
Кн — коэффициент за государственную награду (за работу в сфере образования) или отраслевую награду (за исключением почетных грамот Министерства образования и науки Российской Федерации,
Ку — коэффициент за ученую степень,
Кс — коэффициент за специфику работы.
Под базовой единицей понимается доля стоимости образовательной услуги в части фонда оплаты труда, приходящаяся на 1 ученика за 1 учебный час. Базовая единица рассчитывается отдельно для каждого образовательного учреждения
Коэффициент сложности предмета устанавливается в следующих размерах:
I группа предметов (коэффициент сложности — 0,15): русский язык, математика, 1 и 4 классы начальной школы, технология (трудовая подготовка) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, предметы коррекционной подготовки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
II группа предметов (коэффициент сложности — 0,13): 2 и 3 классы начальной школы, история, литература, иностранный язык, обществознание, право, химия, физика, биология, естествознание, природоведение (в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, информатика и информационно-коммуникационные технологии, география).
III группа предметов (коэффициент сложности — 0,12): экономика, физкультура, технология (кроме технологии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении).
IV группа предметов (коэффициент сложности — 0,11): ИЗО, музыка, ОБЖ, черчение, астрономия, МХК, предметы школьного компонента, другие предметы, не предусмотренные настоящим Положением.
Основные параметры, учтенные в коэффициентах сложности предмета:
наличие предмета в перечне предметов государственной (итоговой) аттестации, осуществляемой в форме единого государственного экзамена,
дополнительная нагрузка на педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (литература, история, обществознание, география),
большие временные затраты при подготовке к уроку,
необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, дидактического материала,
возрастные особенности учащихся (начальная школа),
физиологические особенности обучающихся (физкультура, технология в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях),
проверка письменных работ,
заведование инфраструктурой (использование специализированных кабинетов),
проведение занятий на открытом воздухе.
Базовая специальная часть заработной платы учителя рассчитывается по следующей формуле:
Кв — компенсационные выплаты
Кпрочие — доплата за классное руководство, руководство школьным методическим объединением (доплаты устанавливаются локальными актами учреждения в абсолютных размерах или процентах к базовой основной части заработной платы).
Новые нормы СанПиН для школьников
Объем ведер и леек
Для детей 8-10 лет – не более 3 литров
Для детей 11-12 лет – не более 4 литров
Для детей 13-14 лет – не более 6литров
Для детей 15-16 лет – не более 8 литров
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1.
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Таблица 2
Шкала трудности предметов, изучаемых в 5 -9 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | — | — | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | — | — | 12 | 10 | 8 |
Физика | — | — | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | — | — | 10 | 9 | 7 |
Экономика | — | — | — | — | 11 |
Черчение | — | — | — | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | — | — | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | — | — | — |
Иностранный язык | 9 | 11 | 8 | 10 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | — |
Природоведение | 7 | 8 | — | — | — |
География | — | 7 | 6 | 5 | 5 |
Граждановедение | 6 | 9 | 9 | 5 | — |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | — | — | — |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | — |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | — |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | — |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 3
Шкала трудности предметов, изучаемых в 10-11 классах
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
Ранговая шкала трудности предметов
— сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.
Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10
групп продленного дня
Общие положения.
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 — 8.30 до 18.00 — 19.00.
Помещения групп продленного дня для обучающихся I — VIII классов це лесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
Режим дня.
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Отдых на свежем воздухе.
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
— перед самоподготовкой в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными иг рами и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные пло щадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специаль ные спальные, либо универсальные помещения площадью из расчета 4,0 м на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны — 100 см.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Подготовка домашних заданий.
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд ности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь ные перерывы по завершении определенного этапа работы;
— проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;
— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
Внеурочная деятельность.
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 — 2 классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 — 3 классов и 1,5 — для обучающихся 4 — 8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
страница 1 … страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
"О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02"
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:
1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.
2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178-02, с 01.09.2003 года, считать утратившим силу Санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СП 2.4.2.782-99" (не подлежали государственной регистрации - письмо Минюста России от 22.09.99 N 7648-ЭР), утвержденные и введенные в действие приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.99 N 309, а также находившиеся на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.1073-01" и СанПиН 2.4.2.1102-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.
Г.Онищенко
Регистрационный N 3997
Санитарно-эпидемиологические правила
СанПиН 2.4.2.1178-02
"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
2.3. Требования к зданию
2.3.8. Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
2.3.24. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические " и "Стулья
ученические"
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 и 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1000-1150 | Оранжевый | |||
1150-1300 | Фиолетовый | |||
1300-1450 | Желтый | |||
1450-1600 | Красный | |||
1600-1750 | Зеленый | |||
Свыше 1750 | Голубой |
2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
Между рядами двухместных столов - не менее 60;
Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
Не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
От первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
Наибольшая удаленность последнего места обуч, 072;ющегося от учебной доски - 860;
Высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°C.
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°C.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°C.
В учебных помещений # рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 2
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °C | Длительность проветривания помещения, мин. | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами |
|
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 20-30 |
|
От 0 до -5 | 15-25 |
|
От -5 до -10 | 10-15 |
|
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
В классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°C при их обычном остеклении и 19 - 21°C - при ленточном остеклении;
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 - 60%.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
Для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
Для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
Для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
Для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
Сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
Не закрашивать оконные стекла;
Не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
Очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение.
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
2.7. Требования к водоснабжению и канализации
Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
2.9. Требования к режиму образовательного процесса
2.9.1. В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таблица 3
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
Учебные занятия проводятся только в первую смену;
5-дневная учебная неделя;
Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
Проведение не более 4-х уроков в день;
Продолжительность уроков - не более 35 минут;
Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
Организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
В сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
Со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.
2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).
2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, по, 1076;вижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.
2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (прилож.5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин, в 3-м - не более 25 мин; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин, в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 детей.
2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.
Таблица 4
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра (мин.) | ||
диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач |
|
7-15 | 15-20 | ||
15-20 | 15-20 | ||
20-25 | 20-25 | 20-25 |
|
8-11 | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.
2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).
2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3 - 4 классах - 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.
2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).
2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч.
2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.
В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа.
Самоподготовку следует н, ;ачинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.2.9.20.
Наилучшим сочетанием видом # деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).
2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию
2.11.1. В период эпидемиологического благополучия в учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств.
Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).
Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке (например, 0,5 - 1% раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция, 0,2% раствор сульфохлорантина, 3% раствор амфолана, 1% (по ДВ) раствор полисепта, 1% (по ДВ) раствор перамина, 3% (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством).
Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью).
Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств.
Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом.
Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистяще-дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке (например, Блеск-2, Санита, Белка, ПЧД, Дезеф, Дезус, Санитарный и др.), в соответствии с указаниями на этикетке или двукратно протирают ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих средств (Приложение 7).
2.11.8. В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять изделия разового пользования.
2.11.9. В период карантина ежедневному обеззараживанию подлежат все помещения, где находились дети из класса с установленным карантином.
При проведении дезинфекции особое внимание уделяют обработке объектов, играющих решающую роль в передаче данной инфекции.
При капельных инфекциях - частое проветривание классов (на каждой перемене), тщательное удаление пыли в помещениях, обеззараживание посуды; при кишечных инфекциях - обеззараживание посуды, поверхностей обеденных столов, санитарно-технического оборудования, мытье рук с мылом после каждого посещения туалета и перед приемом пищи.
2.11.10. С целью выявления педикулеза медицинскому персоналу необходимо не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части тела и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70-градусным раствором спирта.
2.11.11. На территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям, мусорных ящиков проводят орошением 10% раствором хлорной извести (или извести белильной термостойкой), 5% раствором НГК или 7% раствором ВГК при времени обеззараживания 60 мин. Мусор заливают одним из растворов: 10% раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин., 20% хлорно-известковым молоком 2:1 на 60 мин., 5% раствором НГК 2:1 на 120 мин.
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Примерный объем двигательной активности обучающихся
Классы | Ежед-невный объем времени (ч) | Культурно-оздоровительные мероприятия | Уроки физкуль-туры в неделю | Внекласс-ные формы занятий в неделю спорт-секции, кружки физкуль-туры, группы ОФП (ч) | Общие мероприятия для обучающихся | Самостоя-тельные занятия физкуль-турой не менее (мин) |
||||
15-20 | 1,10 | 10-15 |
||||||||
15-20 | 1,30 | 15-20 |
||||||||
15-20 | 1,30 | 15-20 |
||||||||
15-20 | 1,30 | 15-20 |
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) | |
Иностранный язык | |
Физика, химия | |
История | |
Родной язык, литература | |
Естествознание, география | |
Физкультура | |
Труд | |
Черчение | |
Рисование | |
Пение |
Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году .
Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».
А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?
Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы
И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
математика – 8 баллов
русский и иностранные языки – 7
окружающий мир и информатика – по 6 баллов
литература – 5
история – 4
рисование и музыка – по 3 балла
технология – 2
физкультура – 1
Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.
Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
- В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
- В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.
Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.
Буквой закона
Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, и . Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
- уроки не раньше 8 утра,
- 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
- три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
- зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.
Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
- 1-ый класс - 21 час,
- 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
- 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
- 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
- 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
- 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
- 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.
Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!
Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
- более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
- более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
- более 6 уроков в день для 5-6 классов,
- более 7 уроков в день для 7-11 классов.
Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.
Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.
Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
Всего вам доброго!
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
Требования к помещениям и оборудованию
СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
- что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
- между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
- школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.
Наполняемость классов, организация учебы и отдыха
Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).
После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.
Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.
Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.
СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.
Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.
Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:
Таблица 1