Знаменитые слова Иосифа Виссарионовича Сталина, ставшие афоризмом «Кадры решают всё», сегодня описывают плачевное состояние экономики России и вселяют надежду на светлое будущее страны, изменив сам подход к отбору этих кадров.
Серьезный экономический кризис в России сопровождается фактами откровенной коррупции, наличие которой позволяет наносить огромный многомиллиардный ущерб бюджету Российской Федерации разных уровней.
Невосполнимый урон национальной и экономической безопасности государству наносят устоявшаяся коррумпированность чиновников на местах с подачи вышестоящих министерств и ведомств, отсутствие контроля и, как следствие, систематичность нарушений при получении и расходовании бюджетных денежных средств, незаконное распоряжение государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и иными государственными ценностями.
Данные незаконные действия либо бездействия чиновников высших эшелонов власти, а также коррупция в органах исполнительной, законодательной и судебной властей ведут к ухудшению социального положения народа, нарушению конституционных прав и свобод граждан, к падению и подрыву экономической, политической, социальной составляющей основы государства, выводу незаконно добытых активов за рубеж.
Проводимый правительством курс не способствует росту жизненного уровня российских граждан. Увеличивается имущественная дифференциация населения и повышается уровень бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Жизненный уровень находится на грани нищеты. Поэтому шаги правительства по сокращению бюджетных расходов и увеличению налоговой нагрузки на граждан вызывают справедливое сопротивление у народа.
Социологи фиксируют рост протестных настроений в России. Участились митинги, посвященные социальным проблемам населения. Протестуют врачи, учителя, фермеры, учащиеся и студенты, дальнобойщики и т.д.
Уровень недоверия к власти только повышается. Одним из методов исправления ситуации может служить вопрос кадров. Именно он является ключевым звеном и в сфере обеспечения национальной безопасности, и в сферах формирования нового образа гражданственности, и собственно прорывного развития страны.
В идеале, нынешняя так называемая «элита» должна сама признать, что она некачественно и неэффективно служит государству. Но она внутренне не готова идти на жертвы и уступать в чем-то, в том числе отказаться от тех излишеств и возможностей, которыми пользовалась последние десятилетия.
Поэтому России необходим принципиально новый класс чиновников. У нас нет недостатка в качественных человеческих ресурсах. В нашей стране есть несколько миллионов образованных, энергичных и амбициозных людей, которые должны стать огромной общественной силой. Они заинтересованы в преодолении нынешнего застоя и в развитии России. Это - потенциальная армия поддержки правителя, который поведет страну в прорыв. Поэтому задача организовать и обеспечить на ключевых направлениях отборные кадры, в том числе управленческие и политические, представляется технической. Она может быть решена в порядке следующего алгоритма.
Во-первых, необходимо ввести систему мер, обеспечивающих ротацию и самовоспроизведение дееспособного правящего класса России, проникнутого чувством своего патриотического призвания, лояльного верховной власти, компетентного в выполнении национальных программ и решении национальных задач. Новому классу чиновников следует новаторски мыслить и действовать, быть готовым к честной конкуренции. В каком-то смысле можно говорить об этой системе как о закрепощении чиновничества.
При отборе кадров существенным является набор критериев. Одним из них выступает идеологический: критерий соратника, единомышленника. Это не партийный принцип, а принцип приверженности единой платформе государственного развития, которая предусматривает возможность объединения на этой платформе представителей разных партий и разных идейных течений, формирования коалиции созидательных патриотических сил.
Другие требования: критерий профессиональной пригодности и соответствия профилю деятельности, организаторских и личностных качеств, образовательный и возрастной, степень физического здоровья.
В 2014 году на встрече с волонтерами Президент РФ Владимир Путин назвал три качества, которыми, по его мнению, должен обладать политический деятель: «Честность, профессионализм и, может быть, это больше к медикам применимо – чувство сострадания и сопричастности с жизнью рядового гражданина, это чрезвычайно важная вещь».
Госслужба должна быть осознанным выбором, а не экспериментаторством над собственной судьбой и судьбой страны. В эту систему должны входить следующие механизмы и модели организации.
Требуется внести для чиновников присягу России (по образцу военной). Также сформировать новый кодекс чести для представителей политической и административной элиты. Кодекс чести подразумевает определенные стандарты жизни и деятельности, строгие правила и регламентации, резко повышающие моральные требования к тем кадрам, которые связывают свое будущее с ответственной госслужбой.
Необходима фактическая публичность деклараций о доходах и расходах собственности лиц, их семьи, и их окружению занимающих государственные должности и претендующих на них, в том числе и должности, замещаемые выборами всех уровней. Следует внести внутрикорпоративную прозрачность доходов членов и должностных лиц профессиональных корпораций; открытость фактов служебной и политической биографии лиц, претендующих на выборные должности и высокие должности по назначению.
За сокрытие вышеуказанных фактов виновный понесет наглядную и публичную ответственность, временное, частичное или полное лишение политических прав за намеренное нарушение этих норм, введение в заблуждение госорганов и общества и т. д.
Более того, переход из низшего класса в высший будет происходить при карьерном росте, обратный переход невозможен. Чиновник, допустивший поступки, не соответствующий занимаемой должности, будет уволен без сохранения привилегий. Так, исключится практика пересадки чиновника любого ранга из одного кресла в другое при серьезных проступках. А при преступлениях, влекущих за собой существенный ущерб и квалифицирующихся как особо тяжкие (получение взяток, казнокрадство, коррупция, понимаемая как корыстные протекции, превышение и злоупотребление своими полномочиями, неэффективность расходования бюджетных средств, подрыв экономической безопасности и др.), не будет условных наказаний. Не сохранится и право занимать должности в органах государственной власти до конца жизни, и обязательно будет применяться мера конфискации имущества всей семьи.
Относительно чиновников, честно выполняющих свои обязанности на благо страны и их граждан, то они и их семьи получат солидное государственное обеспечение – служебное жилье, транспорт и др. в соответствии со стажем и рангом служащего. Также будут предоставлены серьезные льготы, которые нельзя получить при любом другом виде деятельности (отсутствие налогов, бесплатное медицинское обслуживание в любом лечебном заведении, бесплатное образование для детей). Уход со службы по причине возраста, состояния здоровья или по какой-либо уважительной причине должен сопровождаться большой пенсией для него и его супруги(а), а также сохранением ряда льгот.
Работая на госслужбе, чиновник должен понимать свое будущее. Заслужить все эти привилегии. Он должен нести ответственность за выполнение поставленных задач. В новой элите должна культивироваться высочайшая ответственность за государственное и корпоративное дело. Важным средством на этом пути могло бы стать восстановление судов чести для государственных служащих, которые должны стать фактором морального обновления правящего слоя России и сделали бы рассмотрение преступлений и проступков должностных лиц не только предметом деятельности органов юстиции, но и всего общества, в первую очередь самой политической и управленческой элиты.
Один из главных и самых действенных механизмов обновления системы и закрепления ее завоеваний - личный пример со стороны власти, которая при этом остается открытой и доступной, нечто вроде нравственных инноваций. При сохранении иерархии и субординации не должно быть «высокого забора», атмосферы тайн и подозрений. Власть должна быть проста в общении, скромна в потреблении, внутренне дисциплинированна, внимательна к нуждам окружающих, напоена благородным духом служения и одухотворенной нацеленностью на достижение общей цели.
Государственный деятель Российской империи Фёдор Столыпин, выступая перед бюрократией, четко выразил свое отношение к служению Родине: «Там, где деньги – там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».
Таким образом, России нужна новая армия управленцев, отобранная не по протекции и не по формальным критериям образования и возраста, а по исключительным организационным и нравственным качествам, проверенным в конкретном общественно значимом труде.
– Карьерист.ру
Какие ассоциации возникают при слове «чиновник»? Стереотипные — и порой очень жесткие — о малоприятных чеховских и гоголевских героях, о товарище Огурцове из «Карнавальной ночи». А каков современный госслужащий?
Даже в детской книге про Чебурашку фигурировал тип, который сидел за столом и ставил на бумаги визы «Разрешить! Иван Иванович. Не разрешить! Иван Иванович». В общем, чиновник — это такой вороватый бюрократ, звено в цепи на шее трудового народа. Другой аспект: «слишком много развелось чинуш, надо сокращать». Плюс к этому — распространенный в массовом сознании миф о тотальной коррумпированности российского чиновничества.
Так кто же он, сегодняшний чиновник? Попробуем разобраться!
Несмотря на многочисленные разговоры о том, что в России слишком много чиновников, их количество на душу населения уступает развитым странам. В нашей стране по итогам 2014 г. на 10 тысяч человек населения приходилось 67 чиновников на государственных должностях. При этом в Германии и Норвегии — около 300 человек, в США — около 350, а во Франции — порядка 400 госслужащих.
российский чиновник социальный портрет
Вопрос о власти -- ключевой в любом обществе. В России, где большая доля управления сосредоточена в руках бюрократии, этот вопрос стоит наиболее остро. Реформа государственного управления, которая шагает по России уже шестой год, выдвигает новые требования и к государственным служащим. Образы классических чиновников -- чеховского Червякова и гоголевского Городничего уходят в прошлое. «Портрет» человека, служащего государству, должен стать более живым, современным и привлекательным.
Изучение вопросов, связанных с эволюцией чиновничества предполагает анализ содержания различных документов: текущей документации организаций, заявлений граждан и т.д. Но наибольший интерес представляет анализ содержания средств массовой информации (прессы, радио, телевидения), т.к. именно СМИ выступают одним из важнейших факторов, влияющих на отношение населения к государственным служащим. Цель анализа содержания СМИ состоит в получении информации о внетекстовой реальности, которая отражается и интерпретируется. Исходя из этого была предпринята попытка реконструкции образа чиновничества в официальной (государственной) и неофициальной (негосударственной) прессе. С помощью метода экспертной оценки были отобраны два наиболее авторитетных и колоритных издания, наиболее последовательно отражающие данную тематику - «Вести» и «Вятский наблюдатель». В данном случае, содержание определённого образа чиновника интерпретируется как отражение позиции соответствующего издания. Выборочная совокупность единиц наблюдения была сформирована сообщениями по заданной тематике исследования, в которых действующим выступает субъект, определенный в схеме анализа под литерой «В» - чиновник, группа чиновников, либо организация. При этом использовался принцип сплошной выборки: просмотр всех номеров изданий за последнее полугодие. Смысловой единицей контент - анализа в конкретном случае являлся термин «чиновник», выраженный в разных аспектах таких как государственный служащий, общественный деятель, объект и субъект воздействия.
Проанализировав данные, полученные при исследовании данного блока исследователями был составлен социально-психологический портрет современного чиновника. Проблема возникает лишь в том, что портреты, составленные на основе официальной и неофициальной прессы - значительно рознятся. Современный управленец определен как нечто среднее между двумя образами, рисуемыми в прессе. Таким образом, получилось, что он не обделен инициативностью, но не всегда может завершить начатое. Он трудолюбив, но в то же время находится в поисках собственной выгоды, имеет склонность к жульничеству. Во многом им движет жажда наживы, но проблема в данном случае не только в личностных характеристиках отдельного человека, но и в самой системе мотивации труда государственных служащих, в более качественном кадровом отборе специалистов.
Ситуация, при которой население в ежедневном режиме сталкивается с усложнением тех или иных проблем, долгими очередями на приемах, грубостью и некомпетентностью отдельных представителей власти, коррупционными явлениями и т. д., действительно продолжает усугубляться и вносить свой вклад в формирование негативного обобщенного образа российского чиновничества.
Нельзя не отметить, что поддержанием нелицеприятного образа госслужащих в массовом сознании в большей степени заинтересованы оппозиционные действующей власти партии и политики. Чиновники являются удобным объектом для приписывания им причин всех народных бед и несчастий. Спекуляции на этой теме стали привычным явлением. Большую роль оказывают и «разоблачительные» или критические материалы СМИ, удовлетворяющие запросы читательской и телевизионной аудитории по скандальным фактам. Проведенное исследование это подтвердило. Публикации на темы, посвященные кировским чиновникам и власти в оппозиционном Правительству еженедельнике «Вятский наблюдатель» печатались, в основном, в рубриках «Криминал», «Политика», «Самое важное», а также рубрике «На правах рекламы». При этом процент освещения достижений органов власти в тех или иных направлениях, прежде всего на местном уровне, ничтожно мал. Положительные моменты в деятельности власти, вообще, воспринимаются как должное, и поэтому не требуют большого внимания. По этой причине за освещение позитивной информации, зачастую носящей социально значимый характер, кировские газеты берутся неохотно, в то время как негатив, порой совершенно необоснованный, преподносится с очевидным удовольствием.
Важно отметить, что в негосударственном издании «Вятский наблюдатель» среди приписываемых чиновникам средствам воздействия на окружающую среду выделялись, в основном, противоправные действия, действия по осуществлению и превышению должностных полномочий, которые носили негативный характер и имели либо негативные, либо нулевые результаты воздействия. Среди объектов воздействия особенно часто употреблялась тема коррупции и взяточничества чиновничьего аппарата и неспособность власти бороться с этой проблемой. В то время как в официальной газете Правительства Кировской области употреблялись такие средства воздействия, как диалог с общественностью, использование закона, выступления в СМИ с разъяснением тех же законов, нормативно-правовых актов, комментариями к работе. С точки зрения результатов воздействия, все это, естественно, в итоге позитивно оценивалось журналистами.
Безусловно, государство должно стремиться разрушить сложившийся стереотип о чиновниках. Вернее, сами чиновники должны позаботиться о своем имидже в общественном сознании. В правительстве Кировской области это очень хорошо понимают, и поэтому Глава департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью правительства Кировской области предложила снизить размеры премий работникам восьми областных департаментов, управлений и служб на основании недостаточного "процента исполнения информационной деятельности", так как эти департаменты и службы в наименьшем объеме ознакомили граждан Кировской области с информацией о своей деятельности. Успешность деятельности чиновников сейчас оценивается не только по тому, сколько пользы они принесли вятской экономике и вятскому народу, а еще и по тому, сколько они "предоставили информационных поводов", провели пресс-конференций и как часто "проявляли инициативу в освещении того или иного события".
Тем не менее, необходимо понимать, что формирование положительного образа чиновника - это довольно непростая задача. Образ типичного чиновника не может в короткий промежуток времени стать олицетворением порядочности, честности, ответственности, справедливости, компетентности, образом человека, для которого рабочий день заканчивается не по часам, а после приема последнего посетителя и решения его конкретной проблемы. Изменить эту ситуацию можно, действуя в двух направлениях: путем решения общих социально-экономических задач, стоящих перед страной, областью, городом, поселком и направленных на повышение общего уровня жизни населения, а также путем преодоления чуждости и оторванности госслужащих от населения, повышения прозрачности работы органов власти всех уровней.
По результатам контент-анализа учеными были даны следующие рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.
Преодоление чуждости и маргинальности государственных служащих и, как следствие, улучшение отношения к ним, повышения престижа государственной службы за счет мероприятий, повышающих открытость государственной службы. К такого рода мероприятиям можно отнести: круглые столы, рабочие совещания, открытые заседания, проводимые с участием граждан. Их активная информационная поддержка со стороны СМИ.
1. Увеличение денежного содержания государственных служащих должно соответствовать стремлению населения к социальной справедливости. Граждане могут быть широко вовлечены в открытые обсуждения того, что может быть результатом труда государственного служащего, и как в таком случае будет учитываться мнение людей.
2. Стремление к контролю над деятельностью чиновников должно быть связано с внедрением должностных регламентов, что должно расширить представление населения о чиновниках, их обязанностях и качестве работы.
3. Активное освещение средствами массовой информации конкурсов на замещение должностей гражданской службы, формирующих прозрачность данного процесса, исключение возможности получить работу благодаря личным связей.
4. Популяризация и повышение престижа государственной службы, особенно среди молодого поколения за счет формирования положительного образа современного чиновника, который действует в первую очередь в интересах общества и рядовых гражданах, компетентен, ответственен и энергичен и обладает другими, не менее важными профессиональными качествами.
Согласно данным опросов, самыми удачными местами работы россияне считают органы госуправления и силовые структуры. Стремится попасть на госслужбу чуть ли не каждый пятый, причем в последние годы большинство желающих - молодежь. Каким должен быть чиновник и что привлекает соискателей в госслужбе?
Тяга к чиновничеству
Интерес к госслужбе очевиден, подтверждает начальник кадрового департамента администрации Алтайского края Игорь Гниденко . Количество желающих на некоторые должности иногда напоминает конкурс на бюджетное место в престижный вуз.
«25 августа текущего года проходил конкурс в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на замещение вакантной должности главного специалиста одного из отделов управления. По информации Главного управления для участия в конкурсе подали документы 11 человек, победителем был признан один человек, а шесть - были включены в кадровый резерв», - рассказал Гниденко.
Однако глава департамента отмечает, что такой интерес отмечается не по всем направлениям.
К слову, тяга к чиновничеству относительно новый тренд. По словам депутата Алтайского Заксобрания Виталия Сафронова , долгое время работавшего в партийном аппарате КПСС, раньше такого рвения работать во власти не наблюдалось.
«Я, будучи первым секретарем крайкома партии, получал 350 рублей. В то время у директоров заводов и предприятий зарплата была в два раза выше. Говорят, в советское время коррупция была, но это было исключительное явление. Ответственность была величайшая, работали добросовестно, а не так как сегодня: уже в пять часов не найдешь никого. Чиновник себя чувствовал зависимым от обстановки. Сегодня не так, сегодня чиновник вольный человек, главный класс общества. Конечно, не все госслужащие злоумышленники и коррупционеры, но благодаря «лучшим» их представителям такой имидж у них сложился», - считает Сафронов.
По мнению депутата, сейчас одна из основных мотиваций для работы в госслужбе, не самая большая, но все же стабильная зарплата.
По данным Росстата, зарплата в Алтайском крае у гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года оказалась самой скромной среди регионов Сибири. Более обеспеченными оказались чиновники в Республике Тыва, Красноярском крае и Иркутской области.
Алтайские чиновники из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в среднем получали в 2014 году 31 тыс. 759 руб. - при этом за год их зарплата выросла на 12,9%. А вот средняя зарплата их коллег по Сибири составила 38 тыс. 857 рублей.
У краевых чиновников средняя зарплата по итогам прошлого года составила 37 тыс. 302 руб. (рост за год - 7%). При этом их коллеги в среднем по Сибири получали 45 тыс. 874 руб.
Несколько иначе обстоит ситуация с работниками органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями - в Алтайском крае они в среднем получали 19 тыс. 941 руб. при средней зарплате по Сибири в 31 тыс. 123 руб. Их заработная плата в крае выросла за год на 9,4%.
Однако, по мнению Сафронова и других экспертов, главная мотивация - это какая-никакая власть, которая есть даже у мелкого клерка. По мнению же начальника кадрового департамента администрации края Игоря Гниденко, цели преследуются гораздо более высокие.
«Основной мотивацией при поступлении на государственную службу является служение обществу, защита законных интересов граждан», - уверен Гниденко.
Согласно опросам ВЦИОМ, главные требования к госслужащему в России носят моральный характер - честность и некоррумпированность, а также доброта к людям. Критерии профессионализма и действий строго в рамках закона - не в чести.
По мнению Игоря Гниденко, идеальный гражданский служащий должен обладать высокими профессиональными качествами, гражданственностью, патриотическим самосознанием, быть честным, ответственным и трудолюбивым.
«Сухость и холодность не самые хорошие качества для гражданских служащих. Мы стараемся вырабатывать определенные критерии для госслужащих. Есть такой этап как аттестация, где некоторые должны для себя такую маленькую революцию совершить. Потому что пришел на гражданскую службу - соответствуй. Мы не стесняемся говорить людям правду», - рассказал руководитель департамента.
Кадровый вопрос
В апреле 2015 года Росстат обнародовал данные о численности работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года. Выяснилось, что в Алтайском крае количество чиновников составило 16 тыс. 387 человек.
В нашем регионе укомплектованность штата чиновников в зависимости от ведомств варьирует от 91,9% до 95,8%. Это примерно на уровне средних показателей по Сибири.
Что касается территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, то здесь укомплектованность составляет 91,9% — всего в данных ведомствах трудятся 7 тыс. 255 человек.
В органах исполнительной власти региона работают 2 тыс. 326 человек - укомплектованность штата достигает 94,9%. Укомплектованность штата органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями составляет 95,8% (или 6 тыс. 806 человек).
Несмотря на то, что желающих работать чиновниками не мало, кадровый вопрос в этой сфере стоит очень остро. В муниципалитетах, органах власти формируется специальный кадровый резерв. В случае появления вакантной должности, в первую очередь рассматривается именно этот список. Но списки резервистов не всегда помогают.
«Чаще всего особенно острая востребованность возникает на уровне муниципалитетов, однако в этом случае резервы нам не всегда помогают, так как, к сожалению, иногда они сформированы формально», - рассказал Игорь Гниденко.
По мнению Виталия Сафронова, всему виной неграмотная кадровая политика.
«Сейчас честному человеку во власти вырасти сложнее. Нет четкой кадровой политики. Все решают связи. Раньше цепочка была более прозрачной. На мой взгляд, из-за отсутствия четких критериев кадровой политики, складывается неквалифицированный класс управленцев, которые еще «у станка не постояли», а рвутся в чиновники. Вот и выращиваем плохих управленцев. Говорят умно, а решения принимать не могут», - считает депутат.
Где учат на чиновников?
В Барнауле подготовкой будущих управленцев занимаются в Алтайском госуниверситете, в политехе, а также в Алтайском филиале Президентской академии. В вузах признают, что направление традиционно считается одним из самых востребованных среди абитуриентов.
К примеру, в 2015 году почти 40% абитуриентов Президентской академии подали заявления именно на направление государственное и муниципальное управление (ГМУ).
«Привлекает само слово - управление. Управлять всегда заманчиво. Когда я вела пары у первокурсников, то всегда им задавала вопрос: «Почему вас привлекает эта специальность?». На моей практике, в опроснике только один студент написал: «Иное». А остальные все пишут: хочу управлять людьми. И вот следующие четыре года мы стараемся до студентов донести, что госслужба - это не управление людьми, а служение обществу, государству», - рассказала заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Наталья Ломова .
Основными на направлении ГМУ, кроме базовых экономических и юридических дисциплин, являются предметы, связанные с административным управлением, делопроизводством.
По словам Натальи Ломовой, более 65% их выпускников устраиваются по специальности.
«В основном выпускники идут на муниципальную службу. Все-таки чтобы попасть на госслужбу, нужно в муниципалитетах «обкататься», научиться работать. Но я бы не сказала, что найти работу по специальности нашим выпускникам сложно. Некоторых приглашают постажироваться уже после учебной практики», - рассказала завкафедрой.
Эксперты отмечают, что чиновникам не обязательно иметь профильное «управленческое» образование. По словам Игоря Гниденко, лучше, чтобы у чиновника было не одно образование. Наличие второго диплома и постоянное повышение квалификации, по его мнению, способствует успешному продвижению по службе.
Прием кандидатов на гражданскую службу проводится по итогам конкурса. «Лично я, принимая участие в заседании конкурсной комиссии, обращаю внимание на профессионализм, компетентность, активную жизненную позицию кандидатов», - рассказал Игорь Гниденко.
Владилен Волков, руководитель аппарата Общественной палаты края
Поступая на государственную или муниципальную службу, нужно быть готовым к большой ответственности и работе с людьми. Важно, чтобы люди хотели не управлять, а решать те проблемы, которые заложены в его профессиональные обязанности.
Стелла Штань, депутат АКЗС
Я сама долгое время проработала чиновником и очень этим горжусь. Госслужащий должен уметь брать на себя ответственность. Я всегда критиковала тех муниципальных служащих, которые пытались затянуть какие-то вопросы, а потом их на кого-нибудь свалить. Считаю, что чиновник должен искать варианты решения, а не торопиться сказать: «Не положено».
Лариса Забродская:
— Знаете, слово «чиновник» всегда употребляется в
каком-то негативом контексте. Вообще-то мне больше импонирует звание
«государев человек». Чиновник — это прежде всего хороший управленец.
Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, должен
понимать, что перед ним — представитель государства, а государство — это
сила.
Древнекитайская мудрость гласит: «Не трудно управлять миром, стыдно
делать это плохо».
В управлении есть системообразующие вехи, освоив которые, можно, по
сути, управлять чем угодно. Чиновник не может знать все на свете. Это
человек, который может управлять процессом и ресурсами,
человеческими в том числе. Он умеет вовремя принять нужные,
взвешенные решения. А это непросто — необходимо грамотно подобрать
команду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобы
подчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относиться
к человеку немножко лучше, чем он того стоит.
Еще чиновник должен быть искренним. Особенно, когда он не может
моментально решить проблему. Категоричного слова «нет» не должно
быть в лексиконе. Нужно объяснить человеку, что государственная
машина не может работать на единичный случай, она работает на
систему.
Чиновник должен быть сильным, потому что нельзя позволять диктовать
условия государству. Правила игры должны быть четко определены и
едины для всех, не важно, ездишь ли ты на «Мерседесе» или на
муниципальном транспорте.
Марк Портер, известный экономист, выстроил пирамиду управления. В
России в самом низу пирамиды лежат природные ресурсы, потом идут
финансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху —
ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия к
государству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15
лет, я бы сказала, разрушено до основания, что восстановить его
немыслимо сложно.
А весь мир строит пирамиду иначе: в основании всего лежит социальный
капитал, на который опираются все остальные сферы общественной
жизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платят
до 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньги
идут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не в
доллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестирует
в свою экономику, приобретает различные акции и облигации.
Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии к
государству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд «государева
человека» — очень ответственный и тяжелый, потому что своими
решениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие к
государству.
Елена Метелева:
— Если подходить к этому вопросу
формально, то чиновник, как минимум, должен иметь определенный
образовательный уровень, т.е. образование по профильной
управленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5%
должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% —
имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угодно
образование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник должен
обладать специфическими знаниями о государстве и муниципальной
власти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе,
специфическими управленческими навыками и т.д.
Что касается личностных качеств чиновника, то здесь я придерживаюсь
западных взглядов на публичную службу. Макс Вебер в своей концепции
«идеальной бюрократии» писал о том, что чиновник должен
руководствоваться исключительно правилами, не допуская в работе
никаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, но
менталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живем
чувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Даже
в работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никаких
чувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастно
выполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президент
или дворник. Перед государственной машиной равны все.
За долгие годы своего существования советская номенклатурно-
бюрократическая система работы государственных и муниципальных
органов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего.
Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише,
предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционных
приемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки и
т.д.
Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотипов
деятельности работников администраций. Теоретически чиновничество
должно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.
Лариса Гончарова:
— Выбор в пользу
государственного управления я сделала осознанно. России нужны новые
управленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнать
застоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, должен
осознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если в
результате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, к
нему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно,
какого ранга чиновник — министр или глава районной администрации,
перед законом все равны.
Думаю, что наше поколение, воспитанное в других условиях, нежели
наши родители, сможет изменить сложившуюся в чиновничьем сословии
систему круговой поруки. Жизнь не стоит на месте,
власть также может меняться, если меняются люди. Лучше обладать
гибкостью характера, чем с ослиным упрямством держаться за давно
устаревшие правила.