Для медицинской оценки общего состояния организма взрослого человека, а также для контроля развития организма ребенка в российском здравоохранении было введено понятие групп здоровья. Чтобы эффективно и своевременно оказывать пациенту необходимую помощь, после прохождения диспансеризации в медицинскую карту больного заводится информация о наличии или отсутствии у него хронических заболеваний и функциональных нарушений и присваивается соответствующая подгруппа.
Что такое группы здоровья
С 2013 года в нашей стране проводится ежегодная диспансеризация с целью улучшения поддержки здоровья населения, своевременного выявления тяжелых хронических заболеваний, являющихся причиной ранней потери работоспособности и высокого уровня смертности. По ее результатам каждому гражданину присваивается соответствующая его состоянию группа здоровья у взрослых, оцениваются факторы риска, проводятся профилактические медицинские мероприятия, выдаются рекомендации, в зависимости от стадии обострения заболевания.
Детские подгруппы здоровья представляют собой условную шкалу, каждый пункт которой описывает основные критерии развития растущего организма, показатели здоровья и прогноз на будущее. Соответствующая подгруппа присваивается педиатром на основании результатов общих анализов, пройденных обследований, информации о врожденных патологиях (если таковые имеются). В процессе развития малыша она может измениться в связи с улучшением или ухудшением состояния здоровья ребенка.
Группы здоровья взрослого населения
Каждый гражданин РФ, достигший двадцатиоднолетнего возраста, согласно действующему законодательству, имеет право обратиться в медицинское учреждения для прохождения профилактического осмотра или диспансеризации. Классификация по группам производится на основании таких показателей здоровья, как наличие опасных хронических заболеваний, уровень физической активности, наличие вредных привычек. Обследование направлено на своевременное выявление:
- сахарного диабета;
- болезней сердца;
- заболеваний ЖКТ;
- сбоев в работе печени и почек, мочекаменной болезни;
- наличия злокачественных новообразований;
- сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, сосудистой системы головного мозга.
На основании полученных в результате обследования данных, терапевт определяет, к какой подгруппе отнести пациента, и, в соответствии с его состоянием, принимает решение о необходимости дополнительных обследований второго этапа, направляет к узкому специалисту (гастроэнтерологу, хирургу, онкологу). После прохождения второго этапа, дополнительных анализов и консультаций все данные заносятся в паспорт здоровья, выдаваемый больному на руки.
1 группа
К первой подгруппе относят здоровых граждан, у которых, согласно результатам медицинского обследования, не выявлены какие-либо заболевания, не обнаружены отклонения от нормы, изменения состояния внутренних органов и систем. Нормальный уровень всех показателей не предполагает постоянного наблюдения, терапевт выдает общие рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни, прохождению желательных лечебно-оздоровительных процедур.
2 группа
Выявление у пациента болезни, не влияющей на ограничение его работоспособности, активности, не приводящей к серьезным ухудшениям функций организма, позволяет отнести больного к следующей подгруппе. Вторая подгруппа у взрослых предполагает хроническое заболевание в стадии ремиссии без обострений. Ее представителям рекомендуется группа ЛФК и прохождение профилактического осмотра не реже 2 раз в год.
3 группа
Граждане с обострениями хронических неинфекционных заболеваний относятся к третьей подгруппе, подлежат обязательной диспансеризации с целью получения необходимой медицинской помощи. При регулярных обострениях имеющейся болезни пациент этой группы может быть временно или полностью ограничен в работоспособности, при этом он может претендовать на получение инвалидности.
4 группа
К четвертой группе относят пациентов, не имеющих на данный момент установленного хронического заболевания, но нуждающихся в диспансерном наблюдении из-за высокого риска его развития. Они в установленном порядке проходят необходимые диагностические процедуры, получают специальные медицинские рекомендации, подлежат регулярному наблюдению узкопрофильного специалиста.
Методы формирования групп риска взрослого населения
Есть группы населения, из-за ряда факторов подверженные развитию серьезных хронических заболеваний, их называют группами риска. В соответствии с этими факторами их подразделяют на:
- демографические;
- производственного риска;
- риска по признакам функционального состояния;
- по признаку низкого уровня жизни;
- по признакам девиантного поведения (хронический алкоголизм, наркомания и пр.)
Группы здоровья у детей
Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.
Критерии оценки состояния здоровья детей
Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:
- наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
- антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
- состояние внутренних органов и систем;
- уровень сопротивляемости организма.
Распределение детей по группам здоровья
На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.
Как классифицируют группы здоровья дошкольников
Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).
В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.
Таблица по заболеваниям
Хронические заболевания, врожденные патологии |
Состояние внутренних органов и систем |
Физическое и нервно-психическое развитие |
|
---|---|---|---|
Первая (здоровые) |
Не выявлены |
Без изменений, нормальное |
Без отклонений |
Вторая (условно здоровые) |
В группе риска |
С функциональными отклонениями |
Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела |
Третья (компенсированные) |
Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма |
С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания |
|
Четвертая (субкомпенсированные) |
С выраженными патологиями |
Изменение функций пораженных органов |
Нормальное, возможны незначительные отклонения |
Пятая (декомпенсированные; дети-инвалиды) |
Тяжелые врожденные патологии или пороки, ведущие к инвалидности |
Выраженные изменения функций |
Возможны выраженные отклонения |
Медицинские группы для занятий физической культурой
К обязательной программе обучения в школе относятся занятия физкультурой, поскольку физические упражнение важны для поддержания нормального развития здоровых малышей и профилактики развития заболеваний у нездоровых. Физкультурные группы по медицинским показателям делятся на основную, подготовительную группу и специальную, предполагающую обязательные занятия лечебной физкультурой.
Основная
Физкультурная группа здоровья у детей и подростков, называемая основной, включает занятия с максимально интенсивными нагрузками. К ней относят детей, которые признаны здоровыми и могут посещать детские спортивные секции. Им не требуется снижение физической нагрузки, на уроках физкультуры они выполняют общие гимнастические упражнения, спортивно-прикладные, принимают участие в игровых командных видах спорта.
Подготовительная
При наличии осложнений после перенесенных заболеваний, при легком отставании от нормы физического развития для своего возраста и по рекомендациям, данным в результате общего осмотра, ребенок может быть отнесен в подготовительную подгруппу. Выполняется тот же комплекс упражнений, но учебная нагрузка снижена. Здесь занимаются здоровые мальчики и девочки, по той или иной причине имеющие ослабленное состояние здоровье.
Спецгруппа
Дети с отклонениями в развитии и выраженными функциональными нарушениями занимаются физкультурой по специальным программам в спецгруппах. Полностью от уроков физической культуры они не освобождаются. Помимо индивидуальных или групповых занятий, составленных с учетом их особенностей, они могут принимать участие в некоторых занятиях совместно с подготовительной или основной группой, по согласованию с врачом и под контролем преподавателя.
Что значит группа здоровья
Действует Редакция от 30.12.2003
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
Приказ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по (приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 N 621
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
Уровень функционального состояния основных систем организма;
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1) или избыточной массой тела (масса более M+2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
К IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей -отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621
Классы, группы болезней, отдельные нозологические формы | Шифр по МКБ-10 | Группа здоровья | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
органы кровообращения | |||
пороки сердца: | III, IV, V | В зависимости от компенсации (степени недостаточности кровообращения) - при отсутствии недостаточности кровообращения - III - при недостаточности кровообращения 1 ст. - IV; - при недостаточности кровообращения в ст. более 1 - V. |
|
врожденные | Q20-Q28 | ||
приобретенные | I34-I38 I05-I09 |
||
миокардит неревматической этиологии | I40-I41 | III, IV, V | При полной клинической ремиссии - III, при неполной клинической ремиссии - IV, V |
ревматическая лихорадка | I00-I20 | III, IV | Без порока сердца - при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки - III, - в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки)- IV |
Малые аномалии сердца: | II | ||
- открытое овальное окно; | Q21,1 | ||
- двустворчатый клапан аорты; | Q23,1 | ||
- аномально расположенная хорда; | Q24,8 | ||
пролапс митрального клапана | I34.1 | I, II, III, IV | Без регургитации - I; с регургитацией 1 ст - II; с регургитацией в ст. более 1 - III - IV |
нарушения ритма сердца и проводимости: | II, III, IV | ||
- экстрасистолии; | I49.1-I49.4 | II. |
|
- тахиаритмии; | I47-I48 | - при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии - III, IV - без пароксизмов - II: |
|
- синдром преждевременного возбуждения желудочков; | I45.7 | - при наличии пароксизмов- III, IV | |
- брадиаритмии (СССУ, миграция предсердного водителя ритма) | I49.5 I49.8 | - при наличии синкопе - V | |
блокады сердца: | II, III. IV, V | ||
- предсердно-желудочковые блокады 1ст. | I44.0 | - II; | |
-предсердно-желудочковые блокады II - III ст.; | I44.1-I44.3 | - при наличии синкопе III - V | |
- внутрижелудочковые блокады | I44.4-I45 | - III - V | |
синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу | II, III | - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10- 5-го процентиля для данного пола, возраста и роста- II. - при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. - III |
|
синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу | II, III | - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90- 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста II. - при наличии вегетативной дисфункции тахикардия, субфебриллитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ- III |
|
артериальная гипертензия | I10-I15 | III, IV, V | - средние уровни САД и или ДАЛ равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста - III, IV, - при появлении сердечной недостаточности - V |
варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей | I83, I80,0-I80,3 | III, IV | при отсутствии венозной недостаточности - I; при наличии венозной недостаточности - IV |
варикозное расширение вен мошонки | I86,1 | III, IV | при отсутствии венозной недостаточности - III; при венозной недостаточности - IV |
Органы пищеварения | |||
кариес (декомпенс.) | К02 | II | множественный (4-5 и более зубов) |
функциональные расстройства желудка | К31 | II | при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса |
функциональные кишечные нарушения | К59 | II | |
хронический гастрит | К29.4, К29.5, К 29.7 | III | |
хронический дуоденит, гастродуоденит | К29.8-К29.9 | III | при наличии эндоскопических признаков |
эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь) | К25, К26 | III, IV | в стадии ремиссии - III; при осложнениях - IV. |
Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит | К50-К52 | III, IV | в стадии ремиссии - III, при обострении - IV. |
синдром нарушения кишечного всасывания | К90.0 | II, III, IV, V | вторичного характера - II; первичного характера в зависимости от тяжести течения - III, IV, V |
хронический панкреатит | К86 | III | |
хронический гепатит | К73 | III, IV, V | вне обострения - III, при обострении в зависимости от тяжести - IV, V |
хронический холецистит | К81.1 | III | |
дискинезия пузырного протока и желчного пузыря | К82.8 | II | |
другие болезни желчевыводяших путей | К83 | III | |
гельминтоз | В65-В83 | II, III | без признаков интоксикации - II, при наличии признаков интоксикации - III |
грыжи | К40-К46 | I, III | После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений - I. |
кровь и кроветворные органы | |||
Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др) | D50, D51, D52, D53 | II, III | при легком течении - II; при среднетяжелом - III |
Органы дыхания | |||
хронический бронхит, простой слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный | J40-J42, J44 | III, IV, V | в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений: -1-4 раза в г. - III; -5-6 раз в г. - IV |
Астма бронхиальная | J45 | III, IV, V | при полной клинической ремиссии - III; при неполной клин. ремиссии - IV В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования): - при легком течении - III, - при среднетяжелом течении - IV; - при тяжелом течении - IV или V; - при гормональной зависимости - V. |
бронхоэктатическая болезнь | J47 | III, IV, V | в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) |
аллергический ринит | J30 | II, III, IV, | при легком течении - II; при среднетяжелом - III; при тяжелом течении - IV |
хронический ринит | J31.0 | III | |
хронические болезни миндалин и аденоидов | J35 | II, III | при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации - II; при гипертрофии 3 ст. - III |
хронический синусит | J32 | III | |
искривление носовой перегородки без нарушения дыхания | II | при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ | |
хронический назофарингит, хронический фарингит | J31.1, J31.2 | II, III | без клинических проявлений - II |
носовые кровотечения. | R04.0 | II | при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих |
поллиноз | II, III, IV | в ремиссии - II, при обострении- III, IV в зависим. от тяжести течения |
|
ухо и сосцевидный отросток | |||
хронический отит | Н65-Н75 | III, IV | при обострениях до 4 раз в г. - III; при обострениях свыше 4 раз в г. и отчетливом снижении слуха - IV |
отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.) потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха) | Н80; Н90; Н91.9; Н93-Н95 | III, IV, V | в зависимости от степени потери слуха: - шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров - III; - шепотом речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров- IV; - шепотная речь не слышна - V |
нарушения вестибулярной функции, вестибулярные синдромы | Н81-Н83 | II, III, IV | в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV |
психические расстройства и расстройства поведения | |||
соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения: НЦА (по гипертензивному типу) НЦА (по гипотензивному типу) НЦА (по смешанному типу) | F45.3 | II | |
фобические тревожные расстройства | F40 | II, III | слабо выраженные II выраженные III |
неврастения | F48.0 | II | |
невротические и/или астенические реакции | II | ||
невротические реакции, связанные со стрессом | F43.2 | II, III | слабо выраженные II выраженные III |
расстройство сна неорганической этиологии | F51 | II | |
органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство | F06.6 | III | |
расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга | F07 | II, III | слабо выраженные II выраженные III |
эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз. др.) | F90-F98 | II, III | слабо выраженные - II выраженные- III |
специфические расстройства личности (психопатии) | F60-F62 | II, III | слабо выраженные - II выраженные- III |
шизотипическое расстройство | F21 | III | |
гиперкинетические расстройства | F90 | II, III | при компенсации - II при субкомпенсации - III |
расстройства поведения | F91 | II, III, IV | ограничен. рамками семьи - II; несоциализирован. расстр. - III; социализирован. расст. - III-IV |
задержка псих. развития /умств. отсталость легкой степени | F70 | II | |
специфические расстройства развития речи и языка | F80 | II | |
нервная система | |||
эпилепсия | G40 | III, IV | на фоне резидуально - органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) - III в стадии субкомпенсании (с постоянной терапией) - IV |
Мигрень | G43 | III | |
другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии) | G44 | III | |
расстройства вегетативной (автономной) нервной системы | G90 | II, III | без ангиоспазмов с частотой менее 1 раза в неделю - II с ангиоспазмами - III |
гидроцефалия | G91 | II, III | при компенсации - III, при клинических проявлениях - IV |
детский церебральный паралич | G80 | III, IV V | в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V |
полиневропатии | G62 | III, IV | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения: - без снижения функц. возм. - III - при снижении - IV |
демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы | G37.9 | III, IV | вне обострения - III, в период обострения - IV |
глаз и его придаточный аппарат | |||
аккомодационное косоглазие | Н50 | II | без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярною зрения |
Паралитическое и неаккомодационное косоглазие | Н49 | III, IV | с учетом степени аномалии рефракции |
гиперметропия сл. степени | Н52.0 | II | |
гиперметропия средней и высокой степеней | Н52.0 | III | |
спазм аккомодации, предмиопия | II | ||
миопия слабой степени | Н52.1 | ||
миопия средней и высокой степеней | Н52.1 | III | |
амблиопия | Н53.0 | III | |
анизометропия | Н52.3 | II, III | до 5 диоптрий - II свыше 5 диоптрий - III |
хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз | H01, H13.2 | III | |
Аллергический конъюнктивит | НЮ | II, III | в зависимости от течения и осложнений |
мочеполовая система | |||
доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая) | II | при отсутствии заболеваний почек | |
Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома | II | при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек - см. интерстициальный нефрит обменного генеза | |
Малые аномалии почек и мочевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиэлоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома | Q60-Q64 | II, III, IV | при отсутствии мочевого синдрома - II; при присоединении мочевого синдрома - III; при снижении функции почек - IV |
гломерулярные болезни (гломерулонефрит) | N00-N08 | III, IV, V | при полной ремиссии- III; при активности и снижении функции почек - IV; |
тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический - первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) | N10-N16 | III, IV, V | при полной ремиссии- III; при активности и при снижении функции почек - IV; в стадии хронической почечной недостаточности - V |
нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания) энурез | F98.0, N39.4 | II | |
врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей | Q60-Q64 | III, IV, V | в стадии хронической почечной недостаточности - V |
инфекции мочевыводящих путей, цистит | N30.1 | III | |
вторичная артериальная гипертензия (ренальная) | III, IV | при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем - III; при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем - IV |
|
мочекаменная болезнь | N20-N23 | III, IV, V | при сохранных функциях почек - III; при снижении функции почек -IV; в стадии хронической почечной недостаточности - V |
крипторхизм (неопущение яичка) | Q53 | III | |
расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища; болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом | N91 N92 N93 N94 | II, III | в период становления менструального цикла в течение 1,5 - 2 лет после первой менструации - II; при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях - III |
хронические болезни женских тазовых органов | N70, N73, N75, N76 | III | |
гидроцеле | N43,0-43,3 | II, III | |
эндокринная система, питание, обмен веществ | |||
увеличение щитовидной железы | Е00.1-Е04.0 | II, III | - увеличение I, II ст. без нарушения функции - II; - увеличение III, IV ст. без нарушения функции - III; - увеличение I - IV ст. с гипо- или гипертиреозом - III |
недостаточность питания (дефицит массы тела) | Е43-Е46 | II | масса тела меньше значений минимального предела "нормы" относительно длины тела (M-1) |
избыток массы тела | II | масса тела больше значений максимального предела "нормы" относительно длины тела (M+2) (на 15-19,9% от должной) | |
низкий рост | Е34.3 | II | варианты роста меньше минимального предела "нормы" относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений |
низкий рост (нанизм) | Е34.3 | III, IV | |
ожирение экзогенно-конституциональное I -IV ст. | Е66 | III, IV | превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и др. систем - III, при их наличии - IV |
юношеская гинекомастия | N62 | II | при исключении эндокринной патологии |
гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов | Е50-Е56, Е64 | II | |
нарушения толерантности к глюкозе | R73.0 | II | |
инсулинзависимый сахарный диабет (I типа) | Е10.0 | III, IV | |
сахарный диабет (II типа) | Е11 | II, III | в зависимости от степени компенсации |
задержка полового созревания | Е30.0 | II, III, IV | при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV |
Раннее или преждевременное половое созревание | II, III, IV | без сопутствующих эндокринных заболеваний - II, при их наличии ив зависимости от тяжести - III или IV |
|
кожа и подкожная клетчатка | |||
атонический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит | L20, L23 | III, IV | в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса, при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна - III; при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна - IV. |
Крапивница | L50 | II, III, IV | локализованная - II; генерализованная, рецидивирующая - III; генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич. шоком (в анамнезе) - IV |
Зуд | L29 | II | |
Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.) | L40-L45 | III, IV | в зависимости от степени компенсации |
костно-мышечная система и соединительная ткань | |||
кифоз, лордоз | М40 | II | |
Сколиоз | М41 | III, IV | рентгенологически и клинически не более 2ст. искривления - III; искривление более 2ст. или наличие нарушений функции внутренних органов - IV |
юношеский остеохондроз | М42 | III, IV | без выраженных клинических проявлений - III; с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др. клиническими проявлениями - IV |
нарушения осанки | II | при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника | |
уплощение стоп | II | по результатам плантографии | |
плоская стопа (плоскостопие) | М21.4 | III | по результатам плантографии |
вальгусная деформация стопы | М21.0 | III | |
врожденные и рахитические деформации грудной клетки | Q67.5-Q67.7 | I | |
дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника | М40-М54 | III, IV | в зависимости oт компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов |
деформации голени, бедра | M21,7-M21,9 | III, IV | в зависимости oт компенсации анатомического дефекта |
артропатии, остеопатии и хондропатии | М00-М25, М80-М94 | III, IV | |
юношеский (ювенильный) артрит | М08 | III, IV | в зависимости от компенсации процесса |
юношеский ревматоидный артрит | М08.0 | III, IV | в зависимости от компенсации процесса |
поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей | М60-М63, М65-М68, М70-М79 | III, IV | в зависимости от компенсации процесса и состояния функции |
Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, - или, - данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.
Что это такое?
Что же подразумевается под термином группы здоровья?
Группа здоровья - условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.
Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых - терапевт.
Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.
Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.
У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых - 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?
Критерии здоровья
Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.
Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:
Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.
Первая группа
Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).
Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.
У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.
Вторая группа
2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.
Для детей подкатегории "А" характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.
Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.
2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).
Третья группа
Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).
Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.
У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.
Четвертая группа здоровья
Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.
Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.
При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.
Группа инвалидности
Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.
У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.
Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).
В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.
Поведение с представителями различных категорий
1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.
Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.
Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.
Содержание
Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья. Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона. В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.
Что такое группа здоровья
Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья. Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром. Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.
Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента. Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи. Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.
Критерии определения
Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:
- физическое здоровье, развитие;
- наличие генетических патологий;
- развитие органов, систем;
- сопротивляемость организма внешним факторам;
- психическое, психологическое состояние.
Физическое здоровье и развитие
В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить. Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.
Наследственность
При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники. С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка. В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.
Развитие систем и органов
На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка». Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования. Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.
Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам
Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма. Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета. Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.
Психологическое и психическое развитие ребенка
Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений. При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок). У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.
Распределение детей по группам здоровья
Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования. Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями. Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.
Группа здоровья |
Гармоничность развития |
Наличие хронических патологий |
Функциональное состояние систем, органов |
Резистентность, реактивность |
---|---|---|---|---|
Соответствует возрасту. |
Отсутствуют. |
Без отклонений. |
Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания. |
|
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения. |
Отсутствуют. |
Имеются незначительные функциональные изменения. |
Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. |
|
Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает. |
Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации. |
Имеются функциональные отклонения. |
Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет) |
|
Четвертая. |
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Имеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации. |
Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания. |
|
Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы. |
Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности. |
Выраженные изменения функций пораженных органов, систем. |
Частые обострения основного хронического заболевания. |
Характеристика и виды
Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.
Первая
К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.
Вторая
Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.
Третья
Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.
Четвертая
Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.
Пятая
Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».
Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
- Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
- Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
- Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
- Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.
Видео
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Согласно Конституции Российской Федерации, государство обязано всячески способствовать сохранению здоровья своих граждан. Для этого существует государственная медицина, социальное страхование, регулярно проводится диспансеризация населения. Правильно оценить состояние организма человека и предоставить ему оптимальный пакет медицинских услуг позволяют группы здоровья у взрослых и детей. Официальная медицина выделяет три основных группы здоровья для пожилых людей и граждан среднего возраста.
Группы здоровья у взрослых. Группа №1
К первой группе здоровья относятся люди, которые не имеют каких-либо хронических заболеваний. Здоровье у них достаточно крепкое, простудными заболеваниями болеют редко. Артериальное давление в норме или имеет небольшие отклонения, несущественные для нормальной социальной жизни и выполнения рабочих и семейных обязанностей.
Обычно люди с первой группой здоровья активно занимаются спортом, стараются вести здоровый образ жизни. Не имеют вредных привычек, наркотической или алкогольной зависимости. Очень внимательно относятся к состоянию собственного организма: рационально питаются, строго соблюдают все нормы гигиены, не забывают о зарядке. При появлении первых признаков заболевания сразу же обращаются к врачу.
Стандартный мониторинг проводится среди людей, относящихся к первой группе здоровья, не чаще одного раза в год. Этого вполне достаточно, чтобы не допускать развития хронических заболеваний.
Группы здоровья у взрослых. Группа №2
Ко второй группе относятся люди, которые вполне трудоспособны, но имеют какие-либо хронические заболевания. Чаще всего эти заболевания протекают без каких-либо обострений, резкого ухудшения состояния.
Люди со второй группой здоровья сохраняют умеренный уровень физической активности, не всегда питаются рационально. Не имеют наркотических зависимостей, но могут иметь вредные привычки (например, курить). Мониторинг состояния организма проводится среди второй группы чаще, около двух раз в год. При необходимости назначается лечение.
Группы здоровья у взрослых. Группа №3
Наиболее характерно назначение третьей группы здоровья для пенсионеров и людей, которые являются инвалидами с детства. Трудоспособность может быть потеряна полностью или частично, регулярно случаются обострения хронических заболеваний, которые существенно мешают сохранять человеку нормальный уровень социальной и физической активности.
Профилактический осмотр людей, относящихся к третьей группе здоровья, проводится особенно часто, около 3 – 4 раз в год. При необходимости назначается госпитализация. Человек, имеющий третью группу здоровья, имеет право на лечение в профилакториях и санаториях.