Что такое адаптация? Это процесс, в котором новый сотрудник знакомится с новой организацией и меняет свое поведение в соответствии с условиями корпоративной культуры Вашей компании. Основным на данном этапе является то, чтобы оправдались ожидания не только Ваши в отношении сотрудника, но и сотрудника в отношении компании.
Чего мы ждем от нового члена коллектива? Конечно же определенных знаний и навыков, вовлеченности, соответствия «уровню компании», готовности отстаивать интересы компании, способного принять на себя определенные обязательства и нести за них соответствующую ответственность, способного поддерживать хорошие отношения с коллегами…
А сотрудник, чего хочет он??? В зависимости от типа личности и мотивации возможны кое-какие отличия, но в основном сотрудники ожидают смысла и значимости своей работы; в некотором смысле творческого характера, увлекательности и интенсивности работы; в какой-то степени независимости; определенной степени ответственности, возможно даже, риска; престижности и социального статуса; безопасности и комфорта; признания и поощрения; возможности обучаться и гарантии карьерного роста.
Правильно организованный процесс адаптации дает возможность:
- снизить начальные издержки (новый сотрудник плохо знает свое рабочее место, поэтому работает менее эффективно и требует дополнительных затрат);
- снизить тревожность и неопределенность «новичка», развить у него позитивное отношение к коллективу и получить удовлетворенность работой;
- сократить текучесть кадров (столкнувшись на начальном этапе с трудностями «новички» нередко увольняются).
Процесс адаптации традиционно можно разделить на 4 этапа:
1. Оценка уровня подготовленности нового работника. Здесь определяются непривычные для работника ситуации и поиск новых вариантов решения привычных для работника задач. Это необходимо для того, чтобы разработать наиболее эффективную программу адаптации. Потому, что имея специальную подготовку и опыт работы в аналогичных структурах, работник, попадая в новую компанию, неизбежно сталкивается с отличительной структурой организации, новыми коллегами и технологией деятельности.
2. Ознакомление. На этом этапе происходит практическое знакомство работника с его обязанностями и требованиями, которые будут к нему предъявляться со стороны компании. Данный этап проходит при непосредственном участии руководителя структурного подразделения. Составляется программа адаптации, которая включает в себя общие и специализированные аспекты.
3. Приспособление. Название этапа говорит само за себя. Работник приспосабливается к своему статусу, выстраиваются отношения в коллективе. Именно от этого этапа зависит эффективность его дальнейшей деятельности в компании. Поэтому крайне важно оказывать работнику максимальную психологическую поддержку, вовремя выявлять и устранять возникающие проблемы. На данном этапе эффективно будут работать такие технологии, как наставничество или коучинг.
4. Ассимиляция. Завершающий этап адаптации, на котором работник преодолевает производственные и межличностные проблемы и переходит к стабильной работе.
Если процесс адаптации в компании хорошо отрегулирован, то адаптационный период сокращается в несколько раз и приносит существенную выгоду как компании, так и работнику. Если говорить о временных рамках, то оптимальный срок прохождения трех первых этапов составляет от 1,5 до 3 месяцев. Но не следует забывать, что для каждого работника подход к составлению программы адаптации будет индивидуален.
Звоните нам по телефону +7(912)219-92-69, мы не только разработаем программу адаптации для Вашей компании, но и сопроводим на этапе внедрения!