технический университет имени А. Н. Туполева .
Бывший Казанский Авиационный Институт «КАИ», а ныне Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет им. Тупалева, был основан в марте 1932 года в соответствии с решением народного комитета тяжелой промышленности, а именно его главного управления в области авиапрома. Изначально ВУЗ располагался в здании бывшей гимназии и включал в себя два отделения, а именно: аэродинамический и самолетостроительный. Со временем на их базе был основан факультет самолетостроения.
С самого основания, в институте активно велась научная и исследовательская работы, в рамках которых Н.Г.Четаев основал «Научную школу общей механики». В последствии он был переведен в Москву на должность директора Института Механики Академии Наук Советского Союза.
В период с 1933 по 1939 года в конструкторском бюро Казанского Авиационного Института его специалистами были созданы модели одномоторных и двухмоторных летательных аппаратов, на которых в свое время были установлены официальные рекорды. В послевоенные годы в институте была основана кафедра реактивных двигателей, которая на тот момент являлась уникальной и единственной в своем роде среди всех советских ВУЗов. Одним из первых преподавателей на ней стал Сергей Павлович Королев. С развитием отечественной авиационной промышленности в КАИ появляются факультеты авиационного приборостроения и радиотехники. Последний стал в будущем крупнейшим во всем институте.
В 1991 году в Казанском Авиационном Институте появляется экономический факультет финансов и управления. А уже на следующий год он превращается в КГТУ (Казанский Государственный Технический Университет). С этого момента в ВУЗе стремительно увеличивают число специальностей и направлений подготовки будущих специалистов. Создается Центр Непрерывного Образования, основывается гуманитарный факультет. В последствии, в 2000году был так же организован физико-математический, а в 2003 – экономико-правовой факультеты.
На сегодняшний день Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени Тупалева включает в свою структуру восемь факультетов, на которых производится подготовка специалистов в общей сложности, по 70 специальностям. Кроме того в 2007 году на базе Университета был организован Колледж Информационных Технологий, а так же существует центр (КУИМЦ) для студентов, имеющих ограниченный слух.
В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.
Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Особенностью образования КГТУ-КАИ является сочетании унаследованных от Казанского университета традиций, характеризующихся глубиной и фундаментальностью учебного процесса, с практической и прикладной направленностью современного знания.
Возглавляет вуз доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РТ, действительный член международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий ДЕГТЯРЕВ
.
Наиболее востребованными являются следующие специальности, по которым ведется обучение в вузе - все специальности факультета технической кибернетики, специальность «многоканальные телекоммуникационные системы» института радиоэлектроники и телекоммуникаций; специальности, связанные с эксплуатацией автомобилей, все специальности экономического и гуманитарного факультетов.
Между тем, в связи с кризисом в аэрокосмическом комплексе страны, авиационные специальности мало востребованы. Растет потребность в специалистах по информатике и вычислительной технике, средства связи, менеджмент и сервису техники.
Трудоустройство выпускников осуществляется путем заключения договоров с профильными предприятиями. Около 60% выпускников работают по специальности, остальные 40% трудоустраиваются достаточно легко в родственных областях техники, технологии или массовых коммуникаций. Создано кадровое агентство.
На данный момент в КГТУ-КАИ обучается около 26 тысяч студентов различных форм обучения. Количество выпускников с красным дипломом составляет примерно 15 % от выпуска (150-160чел.).
Конкурс при поступлении в вуз колеблется от 2 до 12 человек на место в зависимости от специальности.
В числе выдающихся выпускников вуза:
Силаев И.С. – первый премьер–министр Российской Федерации;
Губанов Б.И. – главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран»;
Симонов М.П. - генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России.
Садовников В.Г. – генеральный директор НПО «Воткинский завод» – конструктор ракеты СС-20;
Белугин В.И. – директор Федерального ядерного центра России;
Матросов В.М. – академик РАН, президент академии нелинейных наук, директор института математического моделирования;
Алемасов В.Е. – академик РАН, ведущий ученый в области ракетных двигателей.
Все перечисленные лица, а также другие выдающиеся выпускники постоянно интересуются жизнью вуза и принимают активное участие в решении учебных, научных проблем и социальных вопросов.
(КГТУ им. А.Н.Туполева ) | |
---|---|
Оригинальное название | Казанский Государственный Технический Университет имени А.Н.Туполева |
Год основания | 5 марта |
Президент | Дегтярёв Геннадий Лукич |
Ректор | Гортышов Юрий Федорович |
Расположение | Казань |
Юридический адрес | 420111, Казань ул. К. Маркса, 10 |
Сайт | http://www0.kai.ru |
Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət texnika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году, статус университета получил в 1992 году.
История
Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.
В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан - Архипов К. А.).
С первых дней существования института велась интенсивная научно-исследовательская работа. Её возглавлял Николай Гурьевич Четаев , создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом - корреспондентом АН СССР.
С 1933 года институт один из первых среди авиационных вузов страны начал издавать сборники научных статей, получивших название «Труды КАИ», регулярно выпускавшиеся и ставшие авторитетным научным изданием. В 1933 году начались защиты кандидатских диссертаций преподавателями института, первым защитился Г. В. Каменков, ставший впоследствии ректором КАИ, с 1949 г. - проректор, ректор МАИ. В 1937 году состоялись первые защиты докторских диссертаций Г. В. Каменковым, Х. М. Муштари , И. Г. Малкиным. Вместе с теоретическими исследованиями в институте успешно велись и конструкторские разработки. В 1933-1939годах в ОКБ КАИ создана серия одно- и двухмоторных самолетов, в которых были воплощены новые для того времени идеи и конструктивные решения (зависающие элероны, убирающиеся шасси, упругое крыло и др.). На этих самолетах был установлен ряд официальных рекордов.
В 1939 году в КАИ открыт моторостроительный факультет(первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей стал С. В. Румянцев, впоследствии ректор КАИ, затем зам. министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
В годы Великой Отечественной войны на площадях института работал ряд подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Летно - исследовательского института (ЛИИ), Научно - исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института. В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ работали ведущие ученые - аэродинамики А. А. Дородницин, С. А. Христианович, В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем.
В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно - космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.
В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).
В середине 50-х годов набрали полную силу и завоевали всесоюзную известность научные школы: устойчивость движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и др. Свидетельством признания их авторитета явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.
В 1958 году было принято решение о выпуске в стране новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений», издание одной из серий - «Авиационная техника» было поручено институту. Этот журнал и сегодня распространяется в 30 странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония и др.), а также полностью переводится на английский язык и издается в США под названием « Soviet Aeronautic». В 1967 году за большие заслуги в подготовке инженерных кадров и развитие научных исследований институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году был открыт факультет вычислительных и управляющих систем (первый декан - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. В марте 1982 года в честь 50-летнего юбилея институт был награжден орденом Дружбы народов.
В 1987 году впервые в вузах города на альтернативной основе состоялись выборы ректора института. Им стол профессор Г. Л. Дегтярев, возглавляющий университет и поныне. В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).
Став техническим университетом, КАИ значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования. В 1995 году в университете создан гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико - математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов основан институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор- Дрегалин А. Ф. В институте (ИАНТЭ) и на всех факультетах действует многоуровневая система подготовки специалистов, которая включает в себя подготовку специалиста - инженера (5 - 5,5 лет обучения), бакалавриат (4 года) и магистратуру (6 лет).
В 2003 году на базе радио технического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И.
КГТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева сегодня - крупный многоотраслевой учебно - научный комплекс. В составе университета работают 11 филиалов в городах Татарстана и Поволжья: Волжске, Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Елабуге , Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Заинске, Лениногорске, Вятских Полянах. Сегодня в КГТУ(КАИ) на всех факультетах и в филиалах обучается около 15000 студентов.
В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В структуре ЦНО - Институт повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров (создан в 1994 г., первый директор-Сабирова Д. К.), факультет предвузовской подготовки (создан в 1989 г.,первый директор - Одиноков М. Ю.), 25 центров и 4 группы подготовки. Повышение квалификации ведется по 63 программам, получение второго высшего образования - по 9 программам.
Научный потенциал университета составляют: 58 кафедр, 57 отраслевых и проблемных лабораторий, 10 научно - технических центров, 3 университетских НИИ, экспериментально - опытное производство.
Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 120 докторов наук и профессоров, среди них 17 академиков и членов - корреспондентов РАН, Академии Наук Татарстана и Международной академии наук высшей школы, более 700 докторов и кандидатов наук.
Международные связи КГТУ - КАИ зародились в 1937 году, когда группа преподавателей - сотрудников ОКБ - КАИ выезжала во Францию для ознакомления с производством на авиационных заводах фирмы «РЕНО». С 1947 по 1955 год в КАИ обучались иностранные студенты и аспиранты из Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, Северной Кореи, Польши, Румынии, Чехословакии.
После сорокалетнего перерыва, с 1996 года в КГТУ вновь возобновилась подготовка иностранных студентов и аспирантов. К настоящему времени по разным программам здесь прошли обучение студенты из Турции, Ливана, Сирии, Иордании, Кореи, Индии, Пакистана, Китая, Палестины, Ливии, Германии, США. Активно развиваются научные и образовательные связи с университетами Бразилии, Германии, Испании, Китая, Ливии, США, Франции и других стран. Координацию взаимодействия с международными научными и образовательными центрами осуществляет Управление международных связей.
В составе научно-исследовательской части университета: НИИ физико-химических процессов, НИЦ проблем прочности, НИЦ прикладной радиоэлектроники, НИИ проблем Светомузыки, более 50 научно-исследовательских лабораторий и студенческих КБ, технопарк.
На базе университета функционируют: Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, Головной аттестационный центр по сварке для Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии; научно-исследовательский центр CALS-технологий и управления качеством; Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан и отделение Агентства Республики Татарстан по поддержке малого предпринимательства; филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.
В 2001 году на ассоциативной основе был создан Открытый Технический Университет Татарстана. По мимо нашего университета в него вошли Камский политехнический институт, шесть техникумов, шесть НИИ и КБ. Такое содружество позволяет решать ряд важных задач, в частности, реализацию концепции непрерывного образования. Кроме того, у соучредителей открытого университеты более широкие возможности для переподготовки преподавателей и специалистов, повышения их квалификации, решения научно-технических проблем, вопросов трудоустройства выпускников и подбора кадров.
КГТУ-КАИ сегодня крупный учебно-научно-инновационный комплекс, уверенно занимающий место среди лучших технических университетов России.
Организация
Университет готовит специалистов по следующим специальностям:
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики
- Материаловедение и технология материалов
- Энергетика теплотехнологий
- Двигатели внутреннего сгорания
- Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
- Технология машиностроения
- Оборудование и технология сварочного производства
- Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
- Самолето- и вертолетостроение
- Авиационные двигатели и энергетические установки
- Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
- Ракетные двигатели
- Теплофизика
- Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
- Автомобили и автомобильное хозяйство
- Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Защита в чрезвычайных ситуациях
- Менеджмент высоких технологий
- Системы автоматизированного проектирования
Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций
- Технология и предпринимательство
- Физика и техника оптической связи
- Радиотехника
- Проектирование и технология радиоэлектронных средств
- Нанотехнологии в электронике
- Многоканальные телекоммуникационные системы
- Средства связи с подвижными объектами
- Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
- Бытовая радиоэлектронная аппаратура
- Радиоэлектронные системы
Физико-математический факультет
- Физическая электроника
- Физика
Факультет автоматики и электронного приборостроения
- Стандартизация и сертификация
- Электрооборудование автомобилей и тракторов
- Электрооборудование летательных аппаратов
- Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
- Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
- Приборостроение
- Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы
- Оптико-электронные приборы и системы
- Управление и информатика в технических системах
- Инженерная защита окружающей среды
- Управление качеством
Факультет технической кибернетики и информатики
- Прикладная математика и информатика
- Информационные системы (по каф. АСОиУ)
- Организация и технология защиты информации
- Комплексная защита объектов информации
- Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем
- Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
- Автоматизированные системы обработки информации и управления
- Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
- Проектирование и технология электронных средств
- Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
Инженерно-экономический институт
- Менеджмент
- Экономика
- Коммерция (торговое дело)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (в экономике)
Институт социальных технологий
- Менеджмент организации
- Связи с общественностью
Факультет психологии и делового администрирования
- Психология
- Управление персоналом
Факультет экономической теории и права
- Юриспруденция
- Мировая экономика
Ссылки
- Официальный Сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ).
- Новый официальный сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ). - Информация о вузе, подробная структура КГТУ, страницы кафедр и подразделений, справочная информация, данные приемной комиссии, направления научно-исследовательской деятельности, форумы, фотогалерея
- Неофициальный сайт студентов ИРЭТ - Лекции, меточические пособия, учебники, а также примеры решений контрольных, курсовых и т.д.
Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д. / 55.797056° с. ш. 49.114111° в. д.
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
(КНИТУ им. А. Н. Туполева ) |
|
Оригинальное название |
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева |
---|---|
Год основания | |
Ректор |
и.о. Гильмутдинов Альберт Харисович |
Президент |
Дегтярёв Геннадий Лукич |
Расположение | |
Юридический адрес |
420111, Казань ул. К. Маркса, 10 |
Сайт |
Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д. / 55.797056° с. ш. 49.114111° в. д. (G) (O) (Я) 55.797056 , 49.114111
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət tecknika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .
Предыстория
21 июня 1758 года «для размножения наук» по указу Сената в Казани была открыта Первая гимназия, которая явилась первой в провинции и долгое время оставалась единственной после Петербурга и Москвы . Она состояла «под главным ведомством» Московского университета , откуда получила Устав, учителей и денежные средства.
В 1789 году по заказу помещика Молоствова по проекту архитектора Ф.Емельянова был построен двухэтажный жилой дом. Власти города выкупили это здание для гимназии и ввиду того, что жилой дом под учебное заведение был маловат, его решено было достроить. Левым крылом нового здания гимназии стал бывший жилой дом, его соединили портиком из шести колонн с новым крылом и третьим этажом с куполом.
За особые заслуги в деле образования и просвещения и в связи с вековым юбилеем гимназия была удостоена титула Императорской. Ни одна гимназия в России не была удостоена этой чести.
В 1804 году Императорская гимназия послужила базой для создания Казанского университета . С 1804 по 1814 год оба учебных заведения были под началом одного директора и существовали вместе. Студентами университета автоматически становились выпускники гимназии.
В 1917 году судьба гимназии круто изменилась и как очаг «высоколобой оппозиции», фактически была распущена новыми властями. С этих лет у здания хозяева постоянно меняются и лишь в годы сворачивания нэпа его передали университету.
В 1932 году здание бывшей первой Императорской гимназии передали .
История
5 марта 1932 года по решению Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт.
В первое время в институте было два отделения: самолетостроительное и аэродинамическое. В 1934 году на основе этих отделений был открыт самолетостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.
С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.
В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор МАИ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.
Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты, на которых установлены несколько официальных рекордов.
С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .
Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие ученые-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .
В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашен будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королев , Г. С. Жирицкий.
Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).
В середине 50-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.
С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».
Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.
В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярев - к 2012 году - Президент университета.
В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).
Процесы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В 1995 году в университете сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор - Дрегалин А. Ф. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .
Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.
Организация
1-е здание КАИ (бывшее Здание Первой Императорской гимназии)
Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
3-е здание КАИ
4-е здание КАИ
5-е здание КАИ
Памятник В. И. Ленину на фоне 5-го здания КАИ
Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)
Главный вход в 7-е здание КАИ
Университет готовит специалистов по следующим специальностям:
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (1 факультет)
- Материаловедение и технология материалов
- Энергетика теплотехнологий
- Двигатели внутреннего сгорания
- Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
- Технология машиностроения
- Оборудование и технология сварочного производства
- Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
- Самолето- и вертолетостроение
- Авиационные двигатели и энергетические установки
- Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
- Ракетные двигатели
- Теплофизика
- Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
- Автомобили и автомобильное хозяйство
- Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Защита в чрезвычайных ситуациях
- Менеджмент высоких технологий
- Системы автоматизированного проектирования
Физико-математический факультет (2 факультет)
- Физическая электроника
- Физика
Институт автоматики и электронного приборостроения (3 факультет)
- Стандартизация и сертификация
- Электрооборудование автомобилей и тракторов
- Электрооборудование летательных аппаратов
- Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
- Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
- Приборостроение
- Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы
- Оптико-электронные приборы и системы
- Инженерная защита окружающей среды
- Управление качеством
Институт технической кибернетики и информатики (4 факультет)
- Прикладная математика и информатика
- Информационные системы (по каф. АСОиУ)
- Организация и технология защиты информации
- Комплексная защита объектов информации
- Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем
- Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
- Автоматизированные системы обработки информации и управления
- Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
- Проектирование и технология электронных средств
- Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) (5 факультет)
- Технология и предпринимательство
- Физика и техника оптической связи
- Радиотехника
- Проектирование и технология радиоэлектронных средств
- Нанотехнологии в электронике
- Многоканальные телекоммуникационные системы
- Средства связи с подвижными объектами
- Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
- Бытовая радиоэлектронная аппаратура
- Радиоэлектронные системы
Инженерно-экономический институт (6 факультет)
- Менеджмент
- Коммерция (торговое дело)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (в экономике)
- Экономика фирмы и отраслевых рынков
- Производственный менеджмент
- Экологический менеджмент
Институт социальных технологий (7 факультет)
- Менеджмент организации
Институт бизнеса и инновационных технологий (9 факультет)
- Юриспруденция
- Мировая экономика
- Психология
- Управление персоналом
Отделение СПО ИТКиИ - Колледж информационных технологий - организован в 2007 году.
Известные выпускники
- Фирдаус Кабиров - капитан команды «КАМАЗ-мастер»
- Максим - известная российская певица
- Максим Шарафутдинов - телеведущий новостей на Первом канале
- Jukebox - известная музыкальная группа
- Виктория Черкесова - депутат Государственной думы федерального собрания Российской Федерации IV и V созывов
Примечания
Ссылки
Высшие учебные заведения Казани | ||
---|---|---|
Государственные вузы ( - медицинские, - военные, - упразднённые ) | ||
Университеты | ||
Академии | ||
Институты | ||
Высшие училища |
||
Филиалы | ||
Негосударственные вузы ( |
Для выпускников и их родителей пора выбора будущей профессии и поступление в высшее учебное заведение - это по-настоящему волнительный и невероятно ответственный момент. Для тех, кто так или иначе решил связать свою жизнь с авиацией, КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева предоставляет широчайшие возможности для осуществления своей мечты. В этой статье мы расскажем о правилах поступления, специальностях вуза и поделимся другой полезной информацией.
О КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
На сегодняшний день этот вуз считается одним из лучших на территории как Казани, так и всего Татарстана. Его история начинается с 1932 года. Именно тогда Главное управление авиационной промышленности решило создать институт авиации на основе отделения аэродинамики КГУ.
Университет проводит обучение по трем основным программам высшего образования: специалитет, бакалавриат и магистратура. Помимо этого, в стенах КНИТУ-КАИ можно получить еще одно высшее образование, причем одновременно с первым. Также вуз имеет возможность предоставить среднее и дополнительное профессиональное образование. Для тех, кто желает продолжить обучение в университете после окончания магистратуры, существует аспирантура. Немаловажным является и наличие военной кафедры в вузе. Формы обучения стандартные: очная, заочная и комбинированная (очно-заочная). Казанский авиационный институт аккредитирован и имеет лицензию для осуществления своей деятельности.
Образование, полученное в КНИТУ-КАИ, ценится не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Именно поэтому вуз завоевал особую популярность среди других образовательных учреждений технического направления. Чтобы стать студентом КАИ и попасть на бюджетное место, нужно как следует постараться и показать свои знания на высшем уровне. Минимальный проходной балл для поступления в данный вуз увеличивается каждый год.
Специальности
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева предлагает широкий выбор наиболее перспективных и востребованных направлений не только технических, но и экономических, а также гуманитарных специальностей. На сегодняшний день вуз сотрудничает с авиационными и медицинскими учреждениями, сферой телекоммуникаций, предприятиями, обслуживающими бытовую технику, и некоторыми направлениями народного хозяйства. Основными техническими специальностями (всего их более 21) КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева являются:
- Авиастроение.
- Двигатели внутреннего сгорания.
- Инноватика.
- Техносферная безопасность.
- Наноинженерия.
- Информационная безопасность.
- Лазерная техника и лазерная технология.
- Приборостроение.
- Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок.
- Техническая эксплуатация воздушных судов и радиооборудования.
- Самолето- и вертолетостроение.
- Оптические системы связи и т. д.
Правила поступления
Для того чтобы начать обучение в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, следует подготовить определенный перечень документов:
- оригинал и ксерокопия паспорта или удостоверения личности абитуриента;
- аттестат об образовании либо его ксерокопия (при зачислении на бюджетные места приоритетными являются абитуриенты, подавшие оригинал аттестата об образовании);
- оригинал и копии документов, являющиеся подтверждением особых прав абитуриента и его индивидуальных достижений в процессе довузовского обучения.
Для иногородних и иностранных абитуриентов
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева рад принять не только выпускников российских школ, но и иностранных граждан. Специально для них существуют курсы для предварительной подготовки перед поступлением. Мало того, КНИТУ-КАИ оснащен семью зданиями общежитий, расположенных максимально близко к учебным корпусам. К слову, местом для проживания в общежитии обеспечиваются и иногородние студенты нашей страны. Для заселения потребуется справка о зачислении в вуз или студенческий билет, три фотографии формата 3*4, медицинская справка, содержащая информацию о прививках, флюорографии и отсутствии заболеваний. Сам процесс заселения происходит начиная с 27-28 августа.
Кроме учебы
Всем известно, что студенческая пора - одна из самых веселых и запоминающихся на всю жизнь. Потому что именно в этом возрасте можно реализовать все свои возможности благодаря невероятному потенциалу и неуемной энергии. А для того чтобы направить эту энергию в нужное русло, в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева есть свой огромный спортивный комплекс. В него входят крытый бассейн (который является одним из лучших в Европе), футбольный стадион на полторы тысячи человек и универсальный спортзал площадью более 4000 квадратных метров. За последние несколько лет у вуза сформировались собственные команды по футболу, гандболу, баскетболу и хоккею с шайбой. Все это позволяет с уверенностью заявить, что студенты этого учебного заведения являются самыми спортивными, а потому и самыми здоровыми.