В пятницу, 6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло — это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно — не всегда известно. На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Мы посмотрели, публикуют ли другие страны данные о доходах депутатов, и спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.
От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?
Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.
Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.
— Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, — сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). — Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.
В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.
Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликоватьдекларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич — 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец — 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова — почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник — 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская — 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк — почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак — 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).
Как обстоят дела с зарплатами депутатов в других странах?
Во многих странах к зарплатам парламентариев относятся не так трепетно. Например, журналисты украинского издания LIGA.net по своему запросу получили полный список зарплат депутатов Верховной рады за октябрь этого года. Больше всех заработал первый вице-спикер Руслан Стефанчук — 54 100 гривен (4800 белорусских рублей). Петру Порошенко за октябрь заплатили 31 600 гривен (2800 белорусских рублей), Юлии Тимошенко — 43 367 гривен (3847 белорусских рублей), лидеру группы «Океан Ельзи» Святославу Вакарчуку — 41 659 гривен (3695 белорусских рублей).
Некоторые государства и вовсе публикуют данные о зарплатах депутатов на сайтах своих парламентов. На сайте польского сейма сказано , что зарплата депутата сейчас равна 9 892,2 злотого до вычета налогов (примерно 5423 белорусских рубля). Еще четверть этой суммы в месяц (2473 злотых, или 1356 белорусских рублей) депутатам платят на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью.
Есть такие данные и на сайте Европарламента. Зарплата у всех депутатов одинаковая и с 1 июля 2018 года составляет 8 757,7 евро до уплаты налогов. После всех обязательных выплат на руки депутат получает 6 824,9 евро. Еще есть компенсация общих расходов (4513 евро в месяц), транспортных расходов (исходя из потраченных сумм, но с ограничениями) и суточные на время проведения заседаний (320 евро в день).
Согласно информации на сайте немецкого бундестага, с 1 июля 2019 года депутаты получают 10 083,47 евро в месяц до вычета налогов, плюс 4340 евро на компенсацию расходов. А сайт парламента Великобритании сообщает , что с 1 апреля 2019 года годовой доход депутата составляет 79 468 фунтов до уплаты налогов (получается порядка 18,4 тысячи белорусских рублей в месяц).
Эксперт: «Если вы нанимаете человека починить розетку, вы решаете, сколько готовы заплатить за эту работу. Здесь такой же принцип»
— Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, — это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, — комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский . — Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.
Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».
— По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.
Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».
— Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании — это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, — говорит Лев Львовский.
По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, — это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.
— На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, — объясняет Лев Львовский. — Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.
В стране недостает как минимум 2,9 тысячи врачей и трех тысяч медсестер. Специалисты охотно переезжают в Польшу (зарплаты – почти в десять раз выше), где среди врачей-иностранцев занимают второе место по численности – об этом сказано в отчетах польского Министерства здравоохранения. Но Александр Лукашенко придумал, как остановить отток кадров: по его мнению, в Беларуси вопрос с врачами закроется, если выдавать им жилье.
Разница в зарплатах врачей Польши и Беларуси огромная
По данным «Белстата», средняя зарплата в здравоохранении Беларуси в сентябре достигла 936 рублей, или почти 400 евро, и это без учета налогов. При этом врачи в среднем зарабатывали в сентябре, по статистике, 1507 рублей, также без налогов. Хотя обещаешься, что к 2025 году зарплаты беларуских медиков вырастут вдвое – и будут составлять 150% от средних зарплат по экономике.
В Польше же специалисты могут рассчитывать на гораздо большие суммы – до четырех тысяч евро. К тому же, устроиться медиком в Польше вот-вот станет ощутимо проще. Польский Минздрав вводит новые правила приема на работу врачей из-за пределов Евросоюза. Им не придется подтверждать диплом – эти изменения затронут прежде всего врачей из Беларуси и Украины.
Острую нужду Беларуси во врачах подтверждает статистика
TUT.by наглядно показал , как выглядит дефицит медработников по областям страны. Худшее положение в Гомельской области: там ищут 575 врачей и 736 медсестер. На втором месте – Минск. Наиболее выгодное положение у Могилевской области: там открыто 297 вакансий для врачей и 173 для медсестер.
Что предлагает сделать Лукашенко, чтобы удержать специалистов в стране
Еще в конце октября президент заявил , что врачей нужно обеспечить «современным медицинским оборудованием», а также, безусловно, повысить зарплаты. Но, беседуя с журналистами, Лукашенко честно ответил, что проблема с медиками в стране его «не напрягает». «Министр говорит, что в течение двух лет вообще эту проблему снимем. Поэтому, может, и ничего страшного, что человек поехал [в другую страну]. <…> Силой удерживать ни врачей, ни учителей, ни инженеров никто не будет. Все равно силой человека не удержишь», – уверял президент.
Сегодня, 13 декабря, Александр Лукашенко предложил новые методы в борьбе за беларуских медиков, пишет «БелТА». Его риторика была следующей: «Главное – это жилье. Если будет жилье, навсегда исчезнет проблема с оттоком кадров». Президент потребовал построить для специалистов жилье по примеру домов в Боровлянах. Также Лукашенко отверг все домыслы насчет серьезных проблем с кадрами в Беларуси – с его слов, никакого оттока врачей не наблюдается.
В прошлом году после трехкратной девальвации рубля белорусские чиновники всерьез . Они министерства и ведомства из-за низкой зарплаты. В связи с этим на самом высоком уровне созрела даже реформа, согласно которой чиновничий аппарат следовало бы оптимизировать: то есть сократить одних и повысить зарплату другим. Даже президент публично попросил госслужащих . Как изменились доходы чиновников с тех пор?
Как показывают данные Белстата, средняя начисленная зарплата за март в разрезе органов госуправления варьируется в зависимости от важности ведомства, но еще не достигла 500-долларового уровня. За этот рубеж перевалили нефтяники и энергетики, к которым неожиданно примкнули и экономисты .
Впрочем, зарплаты высокопоставленных чиновников, очевидно, отличаются от доходов обычных клерков. Однако и они пострадали от девальвации. В конце прошлого года Александр Лукашенко признал, что членов правительства тоже надо бы поддерживать. "Думаю, не без оснований ко мне уже пару человек обратились - мол, Александр Григорьевич, я не могу семью за эти деньги содержать. Говорю: подожди, поработай, выровняемся в следующем году", - поделился он. Тогда Лукашенко привел в пример зарплату премьер-министра, который до кризиса получал в белорусских рублях эквивалент . Немногим более месяца назад белорусский лидер назвал размер своей зарплаты - .
В апреле министр экономики Николай Снопков пытался неуклюже рассказать о своей получке. Сначала у него выходило около 450 долларов в месяц, но спустя два часа после пересчета зарплата "выросла" до (на тот момент 750 долларов).
Несколько источников в разных органах госуправления уверили корреспондентов TUT.BY, что доходы министров и их заместителей почти уже вернулись на докризисный уровень. "Чистыми у них выходит не меньше 10 миллионов", - утверждают собеседники.
А что было раньше? На сей счет имеются следующие сведения. На одной из пресс-конференций в 2007 году тогдашний министр архитектуры и строительства Александр Селезнев признался, что зарабатывает в месяц, "в среднем три миллиона" - по курсу на тот период эта сумма составляла почти 1400 долларов. Или в два раза больше, чем сейчас получает министр экономики, если верить его словам. В начале 2008 года тогдашний министр обороны Леонид Мальцев признался, что его месячный доход равен , что составляло на тот момент более 1700 долларов. По словам министра, должностной оклад составлял 1,2 млн рублей, надбавка за выслугу лет - 603 тысячи, выплата за воинское звание генерал-полковника 300 тыс.
Зарплата госслужащих состоит из оклада и ряда надбавок (за класс, за выслугу лет, за особые условия работы и т.д.). Вторая часть составляет приличную часть доходов. "И если министр трудится денно и нощно, то у него и выходит по итогу хорошая сумма. Не зря они приходят на работу раньше всех, а уходят ближе к 9 вечера", - рассказывает представитель министерства. Несмотря на то, что все высокопоставленные чиновники получают примерно одинаковую зарплату, но определенное ранжирование все же существует. "Те, у кого груз ответственности перед обществом более высок, и получают больше. Скажем, министр энергетики зарабатывает больше министра культуры", - говорит источник. Кстати, эту градацию отражает и "средняя температура" по органам госуправления .
Справедливости ради стоит отметить, у чиновников есть еще несколько вполне легальных источников пополнения кошелька. И все они тоже потихоньку вернулись на докризисный уровень.
Охрана госсобственности
Госслужащие имеют право входить в состав наблюдательного совета предприятий, в акционерном капитале которых имеется доля государства, и получать за это поощрения. С 1 апреля 2008 года норматив исчисления размера вознаграждения устанавливается в базовых величинах (БВ) в зависимости от уровня рентабельности хозобщества. Такое положение содержится в указе №100, регулирующем некоторые вопросы владельческого надзора. Учитывая, что с 1 апреля 2012 года базовая величина выросла почти в 3 раза, выплаты, привязанные к ней, фактически вернулись в долларовом эквиваленте на докризисный уровень.
По указу №100, для хозобществ с рентабельностью с начала отчетного года до 10% включительно норматив исчисления размера вознаграждения составит до 6 БВ (600 тыс. рублей), с рентабельностью от 10 до 15% - до 9 БВ (900 тысяч рублей), с рентабельностью от 15 до 25% - до 15 БВ (1,5 млн рублей), с рентабельностью свыше 25% - до 18 БВ (1,8 млн рублей).
К примеру, в наблюдательном совете ОАО "Мозырский НПЗ" значатся пять представителей государства из концерна "Белнефтехим" во главе с председателем Игорем Жилиным и его замом Владимиром Волковым . Помимо этого, Волков и его коллега Валентина Красных являются представителями государства в новополоцком ОАО "Нафтан".
В настоящее время представителями государства в ОАО назначено и 20 работников Госкомвоенпрома, сообщает пресс-служба ведомства: "В 2011 году они приняли участие в работе около 450 заседаний органов управления ОАО, где было рассмотрено более 900 вопросов, относящихся к компетенции общих собраний акционеров и наблюдателей Решение ряда вопросов характеризовалось в целом оперативностью и способствовало достижению рядом ОАО высоких показателей финансово-экономической деятельности по итогам 2011 года".
Стоит отметить, что наши попытки уточнить имена представителей государства в ряде ОАО оказались тщетными. На предприятиях из этого почему-то делали секрет, не говоря уже о размере вознаграждений.
Проще оказалось с представителями государства в коммерческих банках. Дело в том, что они назначаются специальным указом президента, и из этого не делается никакого секрета. При этом размер вознаграждения представителю государства ограничивается максимальным нормативом без учета рентабельности - до 25 базовых величин в квартал (или 2,5 млн рублей).
В наблюдательных советах крупнейших белорусских комбанков много высокопоставленных чиновников. Так, в "Приорбанке" - это первый вице-премьер Владимир Семашко , в Банке ВТБ (Беларусь) - председатель "Белнефтехима" Игорь Жилин .
Министр финансов Андрей Харковец является председателем наблюдательного совета Беларусбанка. А министр экономики Николай Снопков - его заместитель в совете.
Выплачиваются ли им деньги за членство в советах, и если да, то сколько?
И в Минфин, и в Минэкономики перечисляется определенная сумма - по 20 базовых в квартал, - рассказали нам в Беларусбанке. - В наблюдательном совете представлены также начальники областных финансовых управлений - в их организации тоже по 20 базовых перечисляется.
Сейчас, после того, как базовую величину подняли до 100 тысяч рублей, уже хоть какая-то прибавка к зарплате получается. 2 миллиона в квартал тоже на дороге не валяются, - резонно заметили в Беларусбанке. - А раньше, когда базовая была 35 тысяч, совсем смешное вознаграждение выходило.
В Белагропромбанке членам наблюдательного совета тоже выплачивается вознаграждение. Но по сравнению с Беларусбанком совсем символическое.
Для госслужащих у нас работа в наблюдательном совете - возмездная. Деньги перечисляются в соответствующий госорган. Но суммы небольшие. Навскидку если вспомнить, около 5 базовых величин в квартал, - рассказала представитель Белагропромбанка. - Некоторые госслужащие, например, из Палаты представителей, они в принципе отказываются от вознаграждения.
Речь, насколько можно понять, - о председателе постоянной комиссии Палаты представителей по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Евгении Артюшенко . Он один из членов наблюдательного совета Белагропромбанка. В совет также входят зампреды облисполкомов, курирующие АПК, председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко , вице-премьер Михаил Русый и бывший вице-премьер, а ныне гендиректор Белорусской калийной компании Валерий Иванов .
Еще три высокопоставленных чиновника присутствуют в наблюдательном совете Белинвестбанка. Это председатель набсовета вице-премьер Анатолий Калинин и члены совета - зампред правления Нацбанка Тарас Надольный и председатель концерна "Беллесбумпром" Владимир Шульга .
Им повезло меньше, чем Андрею Харковцу и Николаю Снопкову - меньше ровно на 2 миллиона в квартал или на 8 миллионов в год.
На безвозмездной основе они в совете, конечно! - удивились нашему вопросу о вознаграждении Калинина, Надольного и Шульги в Белинвестбанке. - Мы же государственный банк.
А как обстоит дело с вознаграждением госслужащих в двух бывших белорусских госбанках, которые стали "дочками" госбанков российских - Сбербанка и Внешэкономбанка?
В Банке БелВЭБ на вопрос о вознаграждении члена наблюдательного совета - начальника финуправления Мингорисполкома Александра Керножицкого ответили лаконично:
Вознаграждение членам наблюдательного совета выплачивается в соответствии с белорусским законодательством.
Из этого комментария можно понять, что вознаграждение представителю государства все-таки выплачивается, но размер его в пресс-центре Банка БелВЭБ уточнять не стали.
В БПС-Сбербанке - председателем его наблюдательного совета является вице-премьер Сергей Румас - вообще не смогли ответить на вопрос: возмездна или безвозмездна деятельность в совете представителя государства.
Пресс-секретарь банка сказала, что уточнит это, и попросила перезвонить позднее. Но и позднее ничего выяснить не удалось. Еще позднее на наши звонки в пресс-центре БПС-Сбербанка перестали отвечать.
На кафедру - по зову души или кошелька?
Еще одна сфера, где госслужащий может легально подзаработать, - преподавательская деятельность и написание статей.
Безусловно, преподавательская и научная работа допускается, и очень многие госслужащие совмещают основную работу с дополнительной, и, естественно, это оплачивается, - рассказал нам преподаватель одного из минских вузов, в прошлом высокопоставленный белорусский чиновник. - Госслужащий идет к студентам, видимо, потому что у него есть тяга, желание преподавать. Думаю, он получает удовлетворение в том смысле, что держит себя в форме, изучает более широкий круг вопросов. И, естественно, это можно использовать и по роду основной деятельности.
По словам собеседника, дополнительный заработок, как правило, не главный мотив для чиновника-преподавателя. Есть и другие способы заработать: "У нас ведь много примеров, когда чиновники совершают коррупционные преступления. И у них нет, естественно, желания, заниматься преподавательской деятельностью. У кого какая тяга".
С основной работой совмещает преподавательскую деятельность председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков (заведующий кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, профессор кафедры гражданского и хозяйственного права в Академии управления при президенте. - Прим. ред.), Андрей Тур , нынешний замглавы администрации президента, тоже известен своей преподавательской деятельностью, - привел примеры наш собеседник.
Оплата труда у госслужащих-профессоров - как у штатных вузовских.
По последним данным Белстата, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава - 4,393 млн рублей. Получается, совмещая госслужбу с преподаванием на полставки, чиновник может дополнительно заработать в месяц около 2,2 млн.
Госслужащим можно подзаработать и публикацией своих материалов в газетах и журналах. Очевидно, что это, как правило, небольшие суммы. Некоторые отказываются от гонораров принципиально. Один из министров, пожелавший, чтобы его фамилия не называлась, передал через пресс-службу, что гонорары от публикаций передает в детский дом.
Взгляд на восток
В связи с созданием Единого экономического пространства у белорусских чиновников есть поле для маневра и улучшения финансового благополучия. Один из самых ярких последних примеров бывшего первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежды Котковец на пост директора Департамента агропромышленного комплекса. Накануне отъезда в российскую столицу она кардинально, и как многие заметили, в лучшую сторону изменила свой имидж. Ранее от Беларуси членами Коллегии Евразийской экономической комиссии стали: экс-премьер Сергей Сидорский (министр промышленности и агропромышленного комплекса ЕЭК), бывший первый зампред Государственного таможенного комитета Владимир Гошин (министр по таможенному сотрудничеству) и экс-глава Госстандарта Валерий Корешков (министр по вопросам технического регулирования). А на днях стало известно о том, что бывший главный государственный санитарный врач Беларуси Олег Арнаутов назначен .
Согласно официальной информации, "все члены Коллегии получают зарплату, равную заработной плате министров правительства Российской Федерации, а сотрудники комиссии на соответствующих должностях соответствуют аппарату правительства Российской Федерации". По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госорганах РФ в 2011 году составила 62,6 тысячи российских рублей (около 2 тыс. долларов), госслужащих в аппарате правительства - 102,081 тысячи российских рублей (более 3 тыс. долларов). Как видим, белорусские чиновники о таких официальных доходах пока могут только мечтать.
P.S. Не стоит забывать, что высокопоставленные чиновники имеют ряд привилегий в части пользования жильем и машиной, права на оздоровление и т.д. Неофициальные поощрения - это тема для будущих материалов.