Россия заранее призвала не считать выдачу паспортов Донбассу сигналом "для кого-то" - об этом заявил на заседании Совета Безопасности ООН постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя. Он пояснил, что этот указ не является "ползучей аннексией" и не "приурочен к какому-то событию". К таким заявлениям пришлось прибегнуть даже не из-за политики Украины, а скорее просто из-за несовершенности указа. В будущем он должен быть скорректирован в более удобную форму. Ну а если Украина все же решится на силовое решение проблемы, то России уже ничего не останется, кроме как признать ДНР и ЛНР независимыми субъектами. Об этом в беседе с рассказал политолог, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин .
После новости о выдаче паспортов РФ в Донбассе, многие задавались вопросом социальных гарантий. И вчера ПФР разъяснил, что жители Донбасса могут претендовать на получение российских пенсий только при переезде в Россию на ПМЖ. Как вы оцениваете такое решение?
Ситуация, конечно, мотивирует людей переезжать в Россию, и в этом смысле она создает определенный риск того, что люди будут перебираться в Россию, оставляя свое прежнее место жительства. Я считаю, что в перспективе это правило должно быть скорректировано с тем, чтобы не поощрять к переезду всех живущих в Донецкой, Луганской республиках. Иначе можно представить, что переехав в Россию, край просто потеряет свое население. Цели такой ни президент, ни те, кто поддерживают этот указ, не ставят. Поэтому мне кажется, что это на данный момент неурегулированное последствие принятия этого указа.
- То есть выдавать пенсии нужно гражданам уже на территориях республик?
Я считаю, что да. Скорее всего, такое решение мотивируется в том числе тем, что Пенсионный фонд не горит желанием тратить свои средства на людей, живущих за пределами РФ, хотя он это делает . Например, граждане Южной Осетии и Абхазии получают доплату, ветераны по крайней мере, и это позволяет им более достойно существовать.
- Но в целом указ вы считаете верным решением?
Для меня неясен был только день, когда этот указ будет предан гласности. А что касается самого указа - я знаю о его существовании уже достаточно долгое время. Я знаю, кто этим занимался, сам в этом некоторое участие принимал, поэтому знал, что указ должен был выйти. А то, что он несколько задержался с публикацией, связано исключительно с нежеланием, чтобы этот указ стал игрушкой в ходе избирательной кампании на Украине .
- То есть это не попытка приструнить Зеленского?
Нет, указ абсолютно не связан с желанием, как сейчас некоторые утверждают, поставить Зеленского на место - он был подготовлен и подписан до того, как закончились выборы на Украине. Еще даже в тот момент, когда многие не были убеждены, что Зеленский вообще будет президентом Украины. Поэтому он носит не конъюнктурный характер, он носит характер принципиальный, поскольку речь идет о преодолении существовавшего и существующего у нас в законодательстве о гражданстве барьера, связанного с необходимостью выхода из гражданства проживания. В соответствии с этим указом, это не требуется.
То есть люди вправе сохранить гражданство Украины и при этом получить гражданство России. Это я считаю очень важным, потому что этот принцип, на мой взгляд, должен быть распространен не только на жителей ДНР и ЛНР, но и на всех соотечественников, которые желают получить российское гражданство, но сами живут за рубежом . Вот чем важен этот указ не только для ДНР и ЛНР.
Задержка в связи с выборами понятна, но почему этого не произошло год назад, например? Ведь условия, в которые Киев поставил республики, несильно изменились за долгое время?
Ну, если собрать вместе девять беременных женщин, то ребенок все равно за месяц не родится… Да, я считаю, что это решение нужно было принять давным-давно, но скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается.
Была борьба мнений, в том числе в окружении президента. Могу со своей стороны сказать, что в Госдуме многие, я в частности с момента своего избрания в 2016 году все время поднимаю эти вопросы и подготовил целый ряд законопроектов, которые облегчают нашим соотечественникам получение гражданства. К большому сожалению, большинство из них не нашли себе применение, потому что были заблокированы. То есть для того, чтобы принять этот указ, пришлось преодолеть сопротивление людей, которые блокируют и блокировали упрощение процедуры получения гражданства нашими соотечественниками. Такие люди есть, они никуда не делись, они в данном случае вынуждены были отступить.
То, о чем заявил Василий Небензя в СБ ООН, сказано для упреждения различного рода манипуляций на эту тему? Вероятно, уже были попытки?
Сразу было понятно, что, конечно, будут предприняты попытки обвинить Россию в том, что она нарушает "Минские договоренности", в том, что она делает шаг к обретению территорий Донецка и Луганска, то есть к их захвату и присоединению. И я считаю подобного рода подозрения безосновательными.
Как правило люди, которые таким образом оценивают этот указ, ссылаются на пример Абхазии и Южной Осетии - говорят, что это "Абхазский сценарий" для ДНР и ЛНР. Я как человек, который хорошо знает, в чем состоял "Абхазский сценарий", просто объясню: да, в свое время мы пошли навстречу многочисленным просьбам населения Абхазии и Южной Осетии, которые жили в условиях неурегулированного конфликта непризнанного государства, и дали этим людям возможность получить гражданство Российской Федерации. Иначе они оказывались в замкнутом пространстве с паспортами непризнанных республик, которые нигде, в том числе и в России, не учитывались.
Но паспортизация жителей Абхазии и Южной Осетии никоим образом на тот момент не приблизила те республики к признанию . И Абхазия, и Южная Осетия оставались непризнанными, хотя после получения паспортов там жили в подавляющем большинстве граждане РФ. Признание Абхазии и Южной Осетии произошло только после того, как Саакашвили напал на Южную Осетию и развязал там войну. То есть если эту аналогию применить к ДНР и ЛНР - даже если все без исключения люди, живущие в ДНР и ЛНР, станут гражданами России, от этого территория ДНР и ЛНР не перестанет в международно-правовом плане рассматриваться как территория Украины, поскольку мы территорию ДНР и ЛНР не признали как независимые образования.
Но если Украина предпримет военные меры, попытается вновь огнем и мечом, разрушая города и убивая граждан, вернуть себе эту территорию, то в этом случае, я уверен, нам ничего другого не останется, кроме как признать ДНР и ЛНР. И опять же - признание с нашей стороны Абхазии и Южной Осетии не привело к аннексии. Абхазия и Южная Осетия живут и развиваются как независимые государства при поддержке России. Но независимые, а не присоединенные к Российской Федерации. Поэтому никакой связи между аннексией и выдачей паспортов нет.
- Может ли Украина, на ваш взгляд, все-таки пойти по жесткому пути?
Я думаю, что в создавшийся в данный момент ситуации только в качестве провокации уходящего президента или близких к нему силовиков, каких-то добровольческих батальонов, которые, желая спровоцировать, втянуть Россию и Украину в конфронтацию, могут попробовать начать подобного рода действия. Такая опасность не устранена, и я не верю в то, что избранный президент по собственной инициативе начнет это делать. Я думаю, что во многом его можно подозревать, но только не в том, что он будет подталкивать к военному решению.
Государственная Дума единогласно, 408 голосами, приняла заявление “Об обострении ситуации на Украине”.
Полный текст приводится ниже. Отметим также, что выступающие от всех фракций на пленарном заседании выступили за признание “ДНР” и “ЛНР”.
“На фоне варварских обстрелов городов и поселков Донбасса, репрессий против мирного населения и инакомыслящих на Украине, ставших буднями киевских властей, убийство 31 августа 2018 года лидера Донецкой народной республики Александра Захарченко выделяется своим цинизмом и изощренностью. Украина, претендующая на достойное место в ряду других европейских государств, уже не в первый раз прибегла к террористическому акту для достижения своих целей.
Хотя следствие не завершено и поиск конкретных преступников продолжается, не подлежит никакому сомнению, что пришедшие в результате государственного переворота к власти правители сегодняшней Украины несут ответственность за гибель Александра Захарченко и многих других сыновей и дочерей Донбасса. Об этом ясно свидетельствуют как публичная реакция представителей власти в Киеве на террористический акт 31 августа 2018 года в Донецке, так и последующие провокационные действия, включая наращивание военных сил и средств в зоне конфликта. Вслед за обострением ситуации и намеренным нагнетанием военной угрозы на Востоке Украины украинские власти, попирая собственную конституцию, резко активизировали свое вмешательство в церковно- религиозные вопросы, провоцируя раскол и конфликт между православными верующими.
Грубо игнорируя волю братских русского и украинского народов, власти Украины предприняли конкретные меры по прекращению действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Дело доходит до того, что русский язык попадает под полный запрет в ряде западных регионов Украины. Тем самым украинские власти форсируют разрыв всех видов связей между нашими странами и народами, превращают Украину в плацдарм борьбы с Россией, русскими и русскоязычными.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации заявляет, что историческая ответственность за курс на разрыв российско-украинских отношений ложится на руководство современной Украины. Государственная Дума обращает внимание на действия Соединенных Штатов Америки и других стран НАТО, которые, предоставляя Украине оружие и поощряя ее антироссийскую политику, прямо толкают власти Украины к агрессивным действиям против собственного народа, к межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Государственная Дума уверена, что попытка нового широкомасштабного военного наступления Украины на Донбассе вкупе с новыми фактами убийств и террористических актов против его населения получит с российской стороны адекватный ответ. Еще не поздно остановиться. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
МОСКВА, 26 дек - РИА Новости. Украинские власти вместо проведения реинтеграции Донбасса собственными руками выталкивают регион из состава страны, заявил в интервью РИА Новости статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин.
В Кремле опровергли сообщения о попытках интеграции ДНР и ЛНР в Россию Дмитрий Песков назвал публикации о подобных планах Москвы "наивными" и "примитивными" и подчеркнул, что Кремль хочет добиться выполнения минских договоренностей.По его словам, в соответствии с минскими соглашениями Донбассу должен быть предоставлен особый статус в составе Украины. "В реальности мы видим обратный процесс. Вместо реинтеграции региона в общее политико-экономическое пространство украинское руководство собственными руками фактически выталкивает юго-восток из состава страны", — сказал Карасин.
По его мнению, Киев действует всеми доступными способами. Как указал Карасин, украинские власти не гнушаются и откровенно жестокими и циничными методами - "от прекращения социальных и пенсионных выплат, отключения водоснабжения, электроэнергии и вплоть до попыток изолировать Донбасс путем введения чуть ли не его тотальной блокады". "Делается все это с одной целью - спровоцировать массовое недовольство и заставить регион капитулировать, не считаясь с мнением большинства его населения, которое не хочет мириться с политикой Киева", — подчеркнул он.
"Такие действия идут вразрез с минскими соглашениями (п.8), которыми подтверждена необходимость принятия мер по улучшению гуманитарной ситуации и экономическому восстановлению жизнедеятельности юго-востока Украины, налаживанию им торговых связей с нашей страной", — заявил Карасин.
Отвечая на вопрос о том, не стоит ли России признать независимость самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, дипломат подчеркнул: "Что касается дальнейшей судьбы Донецкой и Луганской республик, то это должен быть, прежде всего, выбор живущих там людей". По его мнению, именно жители должны определиться с теми формами государственного, политического, экономического и общественного сосуществования со своими соседями, которое будет являться для них приемлемым и комфортным. "Уверен, что без прямого, честного и конструктивного диалога между Киевом, Донецком и Луганском разумный выход из нынешнего кризиса вряд ли может быть найден. Увы, именно этого всячески избегают киевские власти", — указал Карасин.
Выполнение Минских соглашений В конце января ситуация в Донбассе резко обострилась. Стороны конфликта обвиняют друг друга в попытках наступления на линии соприкосновения в районе Донецка. Прекращение огня с обоих сторон – один из основных пунктов Минских соглашений..Еще год назад представить такое было невозможно, сегодня же в Москве допускают вероятность признания республик в случае очередного витка украинской агрессии, заявил политолог. "Путин мягко сегодня предупредил, что будет, если кто-то авантюрно нападет на Россию", – сказал аналитик в эфире передачи "60 минут" на телеканале "Россия 1".
ПО ТЕМЕ
В свою очередь депутат от КПРФ Леонид Калашников полагает, что если не удастся восстановить нормальные отношения с Украиной, то она перестанет существовать как государство. "А какой вариант другой, если не мир с Украиной? Другой вариант – то, что она распадется", – полагает законодатель.
Напомним, ранее в Донбассе назвали условие вхождения Донецкой и Луганской республик в состав России. По словам бывшего министра обороны ДНР Игоря Хакимзянова, это произойдет лишь в том случае, если республики будут контролировать всю территорию Донбасса.
На встрече с Алексеем Кулемзиным обсудили проблемные вопросы развития города Донецка. Особое внимание уделили началу отопительного сезона. По информации и.о. главы администрации города Донецк полностью готов к приему тепла, включение идёт согласно графика. pic.twitter.com/kS80LfCglr
— Пушилин Денис (@pushilindenis) 16 октября 2018 г.
Он уверен, что вооруженные силы ДНР и ЛНР должны выдавить украинскую армию из региона, однако делать это необходимо в сочетании с дипломатическими методами. Как отметил Хакимзянов, в настоящий момент народно-хозяйственный комплекс непризнанных республик переживает не лучшие времена, поскольку многие ресурсы, к примеру, электрические мощности, остались за Незалежной.
"Прежде чем интегрироваться в состав России, нужно возвращать регион полностью под свой контроль", – резюмировал военный.
Активная фаза конфликта в Донбассе завершилась зимой 2015 года, когда вооруженные силы республик взяли под контроль город Дебальцево – один из основных транспортных и логистических узлов региона. У Донецкой и Луганской республик до сих пор нет четко устоявшихся границ.
В настоящий момент непризнанные образования контролируют примерно треть территории бывших Донецкой и Луганской областей Украины, однако могут увеличить ее в случае очередной эскалации вооруженного конфликта.
ДНР и ЛНР являются самопровозглашенными республиками. На данный момент их не признала ни одна страна, входящая в ООН. Единственным государством, которое их признала, является Южная Осетия, но она сама не имеет статуса полноценного государственного образования.
Почему Россия признала Абхазию и Крым, но не признала ДНР
Хотя внешне ситуация в Абхазии, Южной Осетии и в Крыму одинакова с ЛДНР, на государственном уровне их положение очень разное.
Южная Осетия и Абхазия – регионы, где изначально находились российские миротворцы. Нападение Грузии на эти регионы привело к проведению «операции по принуждению к миру». В результате у России появились предпосылки не только применить силу, но и признать независимость этих регионов вследствие открытой агрессии против мирного населения и своих военнослужащих.
Если бы в Донецке до 2014 года стояли российские миротворцы, ситуация бы повторилась по аналогии с Абхазией. Но этого не было.
В Крыму еще проще. Здесь изначально стояли российские военные и военно-морская база. Более того, Крым – отдельное государственное образование – республика. Поэтому по международным нормам проведение референдума, особенно после госпереворота на Украине, полностью соответствует нормам ООН.
В случае с Донецком и Луганском эти области являются всего лишь регионами Украины, это не республики, как Крым, и там небыло миротворцев или войск РФ. Поэтому на официальном уровне Россия не может признать ЛДНР без признания их ООН или другими странами-членами ООН.
В каком случае Россия признает ЛДНР
Если минские соглашения будут сорваны и Украина совершит какой-то теракт, который приведет к массовым жертвам, или развяжет новую войну, это будет означать выход Украины из этих соглашений.
Соответственно, у России появится формальный повод применить «последний довод королей» - признать независимость ЛДНР и ввести свои войска на Донбасс.
Что произойдет после признания Россией ЛДНР. Хроника развала Украины
1. Признание ЛДНР означает, что в глазах РФ они станут полноценными суверенными государствами, а не регионами Украины. Также это означает, что Россия сможет заключать с ними официальные договора.
2. Сразу же после такого признания (вследствие нападения Украины) будут подписаны два договора. Первый – Договор о дружбе с ЛДНР. Второй – договор о военной помощи в случае агрессии.
Что делают США? – А ничего не делают. В военном смысле с Россией даже НАТО не сможет тягаться – никто ради Украины не будет начинать Третью Мировую войну, особенно если учесть личные территориальные претензии к Украине Польши, Венгрии и Румынии. Этим странам НАТО гораздо проще понаблюдать и «под шумок» умыкнуть у Украины области, которые они считают своими.
3. После ввода регулярной армии России и после применения современных средств войны, армия Украины вместе с нацгвардией в лучшем случае отступает, или сдается в плен войскам РФ и ополченцам Донбасса (большинство военных в ВСУ не будет воевать против россиян).
Правда, сдадутся только ВСУ, а вот нацгвардейцы понимают, что в России их ждет Следственный комитет и длительные работы по освоению Сибири и Крайнего Севера под присмотром хмурых парней в косоворотках.
Санкции при этом крепчают, в ООН настоящая истерика, но Россия и Китай легко блокируют любые решения Совета Безопасности. Ангела Меркель как предводительница Евросоюза получает заверения от Путина, что армия РФ до Киева не пойдет, паника в НАТО слегка успокаивается. В конце концов, если смотреть на вещи трезво, то там уже давно попрощались с Крымом и Донецком.
Киев в панике стягивает войска к зоне конфликта и Верховной раде для защиты правительства, оголяя фланги. Конечно, в зоне конфликта ВСУ находятся на почтительном расстоянии от российских бронетанковых войск и ВДВ.
4. Другие регионы Украины получают четкий сигнал: если захотеть, можно выйти из состава Украины. Поверьте, на Украине много здравомыслящих людей, которые не пишут в соцсетях и сидят тихо, поскольку за любое проявление любви к России можно схлопотать тюремный срок за предательство национальных интересов. Они просто сидят и ждут удобного момента.
И вот такой момент наступает. На руках у населения «гуляют» миллионы стволов из разворованных военных складов и из зоны конфликта на Донбассе. Кроме того, всегда найдутся «бизнесмены», которые на волне патриотизма захотят «отщипнуть» себе кусочек власти. А для этого нужно власть взять.
В итоге, пользуясь тем, что Киев оголил фланги и согнал войска в зону «АТО» и к столице, в Одессе, Харькове, Херсоне, Запорожье поднимаются пророссийские силы.
То же самое происходит в Закарпатской области и на Буковине, но поднимаются провенгерские и прорумынские силы. Здесь есть варианты – венгры и румыны могут ввести свои войска «для защиты своих граждан». А граждан там много – десятки и сотни тысяч своих паспортов раздали Бухарест и Будапешт жителям этого региона.
Кстати, уж на Закарпатье точно на руках у населения есть тысячи стволов, а обороняться от Украины там можно также легко, как в Крыму – перекрыв всего несколько перевалов в Карпатах.
5. Образуются Харьковская, Южная, Запорожская и Одесская республики. Возможно, подтянуться и другие регионы. Ситуация полностью выходит из под контроля Киева. Возможно, многие функционеры нынешней власти во главе с господином Порошенко срочно пакуют чемоданы и летят на свои виллы в Испании и США.
6. Польша предъявляет тысячи исков польских граждан на их земли и объекты в Западной Украине, которые были отобраны и национализированы после прихода сюда войск СССР в 1939 году. О том, что эти иски готовы и ждут своего часа, писали многие издания в Польше, России и на Украине.
Западная Украина постепенно "уплывает" в сторону Варшавы, где украинским националистам готовы припомнить Волынскую резню, в которой погибли сотни тысяч польских женщин и детей.
6. Государство Украина «ужимается» до нескольких центральных областей. Возможно, сменяется правительство на пророссийское. Но это уже детали.
В общем, в этом месте можно уверенно сказать - finita la commedia.