Крестьянская реформа 1861г.
Причины
В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Кроме того, крепостное право тормозило развитие государства и становление нового класса буржуазии, который ограничивался в правах и не мог участвовать в управлении государством. Многие помещики считали, что освобождение крестьян даст положительный результат в развитии сельского хозяйства. Не менее значительную роль в отмене крепостного права играл моральный аспект в середине XIX века в России существует «рабство».
Подготовка реформы
Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала:
- уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков;
- предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).
В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.
19 февраля (3 марта н. ст.) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.
Основные положения крестьянской реформы
Основной акт «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержал главные условия крестьянской реформы:
- крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
- помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
В четырёх «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения.
Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.
Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов».
«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.
«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.
«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями.
Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
Основные положения реформы
Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:
- · крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
- · помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
- · За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
- · Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
- · Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временно обязанными крестьянами.
- · Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.
Размер наделов
Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов.
Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т.н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель.
За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год.
Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.
В результате этого средний размер помещичьего надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы.
В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья.
Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий.
Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
Повинности временно обязанных крестьян
Крестьяне находились во временно обязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался.
28 декабря 1881 года в конце концов срок был установлен. Согласно постановлению все временно обязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временно обязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-1913 гг.
Во время временно обязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине.
Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны.
Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.
Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50% от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5% от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядочена. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
Местные положения
Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».
Освобождение дворовых крестьян
«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
Выкупные платежи
Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.
Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд. 570 млн. рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн. рублей. Таким образом, крестьяне фактически уплачивали тройную сумму.
Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа - издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости крестьян всей Российской империи. Эта реформа разрабатывалась на протяжении долгого времени сначала тайно, потом уже явно на всероссийском уровне. После проведения реформы крестьяне стали свободными и получили гражданские права, а также земельные наделы. Однако крестьяне должны были платить за эти земельные наделы помещику, а также государству, которое внесло большую часть выкупных платежей за них. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.
Рис. 2. Александр II призывает московских дворян к освобождению крестьян ()
Однако дело продвигалось довольно трудно, поскольку члены комитета сами являлись ярыми сторонниками сохранения крепостного права в России. Александр решил возглавить процесс, и в этом ему помог случай. В октябре 1857 г. в Санкт-Петербург прибыл старинный друг императора - виленский губернатор В.И. Назимов (рис. 3), который приехал в столицу для того, чтобы передать Александру II прошение от дворян Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян.
Рис. 3. В.И. Назимов - виленский губернатор, друг Александра II ()
Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. подобные рескрипты были изданы касательно всех губерний Российской империи. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной.
Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.И. Ростовцев (рис. 4).
Рис. 4. Я.И. Ростовцев - руководитель Редакционных комиссий ()
Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г (рис. 5). В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г., колебался от 3 до 12 десятин. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи.
Рис. 5. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости ()
Вышеперечисленные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости не были оптимальными. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте. Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.
Наконец, ряд групп крестьян вообще не получали земли:
- Приписанные к мануфактурам
- Дворовые крестьяне
- Принадлежащие малоземельным дворянам
Важной частью реформы отмены крепостного права являлся вопрос о выкупе земли крестьянами. Они не могли выкупить всю землю сразу, поэтому государством были предусмотрены следующие меры. Крестьяне до того, как выкупят землю, являлись временнообязанными. Это означало, что такие крестьяне должны были нести в пользу своего помещика ряд повинностей, таких как барщина и оброк. По закону в течение 9 лет крестьяне оставались временнообязанными, после чего могли отказаться от своего надела и уйти в город. Помещики и их бывшие крепостные крестьяне заключали между собой договоры - уставные грамоты, которые они должны были заключить в течение двух лет после издания Манифеста об освобождении крестьян.
Выкупные платежи осуществлялись следующим образом. Крестьяне должны были выплатить помещику 20 % от стоимости предоставленной им земли. Еще 80 % стоимости за крестьян выплачивало государство. Однако государство делало это не безвозмездно, а считалось, что эти деньги крестьяне взяли у государства в залог, который нужно было вернуть в течение 49 лет после издания Манифеста 19 февраля. Причем крестьяне выплачивали, помимо основной суммы, 6 % годовых от суммы платежа.
Размер выкупных платежей определялся следующим образом. По мысли Александра II дворяне и помещики не должны были терять своего дохода. Поэтому помещик клал деньги, полученные от крестьянина, в банк из расчета 6 % годовых и получал ту же сумму, которую крестьянин платил ему раньше в качестве оброка. Таким образом, планировалось не допустить разорения российских помещиков.
Крестьянская реформа 1861 г. претерпела еще пять изменений: были изданы дополнительные акты, в обществе активно обсуждались размеры выкупных платежей. Тем не менее то, что было сделано в 1861 г., резко повернуло весь ход российской истории. Реформа по отмене крепостного права была проведена.
Список литературы
- Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1954.
- Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. - М.: РОССПЭН, 2011.
- Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. - М., 1954.
- Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
- Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
- Томсинов В.А. Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России // Крестьянская реформа 1861 года в России / Сост., автор предисл. и вступ. ст. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2012.
- Memoirs.ru ().
- Demoscope.ru ().
- Studopedia.ru ().
- Historicus.ru ().
Домашнее задание
- Расскажите о том, как проходила разработка реформы об отмене крепостного права. Какие предпосылки и причины этой реформы вы можете назвать?
- Как осуществлялась реформа освобождения крестьян от крепостной зависимости? Сколько этапов она прошла?
- Объясните, каким образом и по какой схеме крестьяне платили выкупные платежи.
Время правления Александра Второго (1856-1881) вошло в историю как период «великих реформ». Во многом благодаря императору произошла отмена крепостного права в России в 1861 году - событие, которое, безусловно, является основным его достижением, сыгравшим большую роль в будущем развитии государства.
Предпосылки отмены крепостничества
В 1856-1857 годах ряд южных губерний потрясли крестьянские волнения, которые, впрочем, очень быстро затихли. Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями.
Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство.
К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. 1861 должен был стать годом серьезных перемен, которые следовало провести так, чтобы они не смогли поколебать сложившиеся устои самодержавия, а дворянство сохранило господствующее положение. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично.
Необходимые шаги для грядущих перемен
Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны.
Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия.
Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом.
Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся.
«Рескрипт Назимову»
В середине осени 1857 года в Петербург приехал генерал Владимир Иванович Назимов - губернатор из Литвы, который привез с собой прошение о предоставлении права ему и губернаторам Ковенской и Гродненской губерний дать вольную своим крепостным, но без предоставления им земли.
В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт (личное императорское письмо), в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации:
- Предоставление полной свободы крепостным.
- Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.
- Предоставление возможности освобожденным крестьянам получать земельные наделы при условии выплаты оброка либо отработки барщины.
- Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы.
Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества.
Создание комитетов
Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу. В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А.Ф. Орлов.
При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы.
Председателем этих комиссий был назначен член Госсовета генерал Я.И. Ростовцев, который полностью поддерживал идею отмены крепостничества.
Противоречия и проделанная работа
В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками.
В 1860 году Ростовцев умирает, в связи с чем главой Редакционных комиссий Александр II назначает графа В.Н. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы.
В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. 19 февраля 1861 года стал официальным днем отмены крепостничества.
Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года
Основные положения документа были следующими:
- Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями».
- Отныне (то есть с 19 февраля 1861) крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.
- Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.
- За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы.
- За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству.
Необходимый компромисс реформы
Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер.
Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов.
Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же - большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела.
Нормы предоставляемых наделов
Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную.
- Норма земельных наделов для степной части - от шести с половиной и до двенадцати десятин.
- Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.
- Для нечерноземной полосы - от трех с четвертью до восьми десятин.
В целом по стране площадь надела стала меньше, чем была до перемен, таким образом, крестьянская реформа 1861 года лишила «освобожденных» более 20% площади возделываемых земель.
Условия передачи земли в собственность
Согласно реформе от 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 - для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать.
После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка.
И государство не осталось внакладе
С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа.
Сумма, которую крестьянин должен был внести за землю, приравнивался к так называемому условному капиталу, который положен в Госбанк под 6% годовых. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка.
То есть если землевладелец имел с одной души в год 10 рублей оброка, то расчет производился по формуле: 10 рублей делились на 6 (проценты с капитала), а потом умножались на 100 (общее количество процентов) - (10/6) х 100 = 166,7.
Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек - деньги «неподъемные» для бывшего крепостного. Но тут вступало в сделку государство: крестьянин должен был заплатить помещику единовременно только 20% от расчетной цены. Оставшиеся же 80% вносило государство, но не просто так, а предоставляя долгосрочный кредит со сроком погашения 49 лет и 5 месяцев.
Теперь крестьянин должен был выплачивать Госбанку ежегодно 6% от суммы выкупного платежа. Получалось что сумма, которую бывший крепостной должен был внести в казну, превышала заем троекратно. По сути, 19 февраля 1861 года стало датой, когда бывший крепостной крестьянин, выбравшись из одной кабалы, попадал в другую. И это притом, что размер самой суммы выкупа превышал рыночную стоимость надела.
Итоги перемен
Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны.
Своевременно вышедший Манифест 19 февраля 1861 года, предпосылки которого могли привести к серьезному регрессу, стал стимулирующим фактором для развития капитализма в Российском государстве. Таким образом, искоренение крепостничества, безусловно, является одним из центральных событий в истории страны.
Охарактеризуем кратко Крестьянскую реформу 1861 года.Крестьянская реформа — важнейшая реформа середины XIX в. в России. Как известно, Соборное Уложение 1649 г. прикрепило крестьян к земле. Эта мера касалась всех крестьян, проживавших на то время в России, независимо от того, на чьих землях они селились: государственных или владельческих. Правовой статус крестьян менялся, менялся он в зависимости от статуса их владельца (государство, царская семья, частные владельцы), от рода их занятий (дворовые, заводские). Поэтому, когда перед государством вплотную встала проблема покончить с тянувшим экономику назад крепостным правом, разработка документов реформы даже с чисто технической точки зрения (не говоря уже о политической и экономической составляющей) была очень сложной. Именно поэтому Крестьянская реформа — единственная, которая была проведена в жизнь столь большим числом нормативных актов.
Широко известно, что 19 февраля 1861 г. произошло падение крепостного права. Это так, поскольку речь идёт о том, что владельческие крестьяне, которых их господа могли по закону передавать из рук в руки как вещи с помощью крепостных актов, в этот день были (с известными оговорками) объявлены свободными сельскими обывателями. Однако не только владельческие крестьяне были стеснены в своих правах, были проведены реформы по освобождению крестьян, водворённых на землях императорской фамилии, дворцовых и удельных2 и государственных3 крестьян.
Итак, основная масса документов по освобождению крестьян касалась именно крестьян владельческих, и они были подписаны императором Александром II 19 февраля 1861 г. Это Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»1 и 18 «законоположений». Эти законодательные акты регулировали порядок освобождения крестьян, причём некоторые имели общее отношение ко всем категориям крестьян, некоторые касались крестьян, проживавших в различных местностях, в зависимости от которых и происходило их освобождение, другие регулировали порядок освобождения в зависимости от того, чем занимались крепостные, и от наличия некоторых особо оговорённых в законе обстоятельств; наконец, важное место в порядке регулирования освобождения крестьян занимал способ их землепользования.
Общими для всех крепостных крестьян, занимавшихся сельскохозяйственными работами, были: 1) Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; 2) Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий; 3) Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; 4) Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Способ землепользования предопределил принятие: 1) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях Киевской, Подольской и Волынской; 4) Местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской.
С учётом рода деятельности крепостных и наличия некоторых особо оговорённых в законе обстоятельств были приняты Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости, и дополнительные правила: 1) Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов; 3) О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках.
Несколько «законоположений» отражали специфику освобождения крестьян в особых регионах Российской Империи. Это дополнительные правила: 1) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле Войска Донского; 2) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Ставропольской губернии; 3) О крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири, и 4) Правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.
Отдельно было осуществлено освобождение крестьян Царства Польского. 19 февраля (2 марта) 1864 г. Александром II были подписаны именные указы «Об устройстве крестьян Царства Польского», «Об устройстве сельских гмин в Царстве Польском», «О Ликвидационной комиссии Царства Польского», «О порядке введения в действие новых постановлений о крестьянах Царства Польского».
Документы крестьянской реформы неоднократно публиковались. Официальным изданием считаются «Высочайше утверждённые Его Императорским Величеством 19 февраля 1861 года положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (СПб., 1861). Естественно, все законы были опубликованы в «Полном собрании законов Российской Империи» (собрание 2-е).
Для раскрытия темы применяются следующие нормативные правовые акты.
Прежде всего это центральный (не считая Манифеста) документ реформы — Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (1). Данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с освобождением всех разрядов владельческих крестьян, независимо от места их проживания.
Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, (4) конкретизируют нормы Общего положения о крестьянах, определяя, во-первых, права, приобретаемые крестьянами после обнародования законоположений об освобождении крестьян, и, во-вторых, порядок составления, рассмотрения, поверки, утверждения и введения в действие уставных грамот, которыми определялись постоянные поземельные отношения помещиков и крестьян до момента выкупа последними выделенной им земли.
Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях (3) регулировало деятельность мировых посредников и местных по крестьянским делам учреждений, которым поручалось проводить реформу в жизнь.
Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий (2) регулировало отношения между крестьянами, помещиками и государством на последнем этапе проведения крестьянской реформы — на этапе выкупа крестьянами их земель, усадебной оседлости и полевого надела.
Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских, (5) даёт представление о порядке выделения наделов и определения повинностей и о иных поземельных отношениях крестьян и их бывших помещиков, на землях которых они продолжали находиться в районах, где господствовало общинное землепользование.
В чём состоит сложность изучения данной темы? Для ответа на предложенные вопросы предстоит одновременно использовать несколько нормативных правовых актов, нормы которых взаимно дополняют друг друга. Примечательно, что в многочисленных актах крестьянской реформы имеются как прямые отсылочные нормы, адресующие читателя к конкретной статье конкретного закона, так и нормы, напрямую не упоминающие о том, что их применение связано с конкретным законодательным актом, но получившие развитие в иных документах реформы.
Такова краткая характеристика Крестьянской реформы 1861 года.