Вопросы для подготовки к экзамену
Система арбитражных судов Российской Федерации.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах.
Понятие арбитражного процессуального права, соотношение с другими отраслями права.
Стадии арбитражного процесса.
Виды судопроизводств в арбитражном процессе, их характеристика.
Источники арбитражного процессуального права.
Система принципов арбитражного процессуального права.
Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права.
Судопроизводственные принципы арбитражного процессуального права.
Принцип состязательности в арбитражном процессе.
Принцип диспозитивности в арбитражном процессе.
Принцип доступности правосудия.
Понятие и виды подведомственности.
Критерии подведомственности.
Понятие и виды подсудности.
Субъекты арбитражного процессуального права.
Суд как субъект арбитражного процесса.
Стороны в арбитражном процессе, их права и обязанности.
Третьи лица в арбитражном процессе, их права и обязанности.
Участие прокурора в арбитражном процессе.
Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в арбитражном процессе.
Лица, содействующие правосудию, их права и обязанности.
Представительство в арбитражном процессе.
Понятие доказывания в арбитражном процессе.
Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе.
Понятие и виды доказательств.
Представление и истребование доказательств, раскрытие доказательств.
Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств.
Основания освобождения от доказывания.
Письменные доказательства; вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи.
Объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта.
Понятие и виды судебных расходов.
Виды государственной пошлины, порядок ее расчета. Льготы по уплате государственной пошлины.
Распределение судебных расходов.
Судебные штрафы в арбитражном процессе.
Судебные извещения в арбитражном процессе.
Процессуальные сроки. Порядок восстановления и продления.
Основания и порядок приостановления процессуальных сроков.
Понятие иска, элементы иска.
Виды исков.
Процессуальные средства защиты ответчика против иска в арбитражном процессе.
Обеспечительные меры: понятие и виды.
Предварительные обеспечительные меры.
Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления.
Подготовка дела к судебному разбирательству: задачи и значение.
Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.
Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству.
Предварительное судебное заседание.
Примирительные процедуры.
Понятие, значение и этапы судебного разбирательства.
Перерыв в судебном заседании. Отложение разбирательства дела.
Формы окончания производства по делу без вынесения решения.
Основания прекращения производства по делу, процессуальные последствия.
Основания для оставления иска без рассмотрения, процессуальные последствия.
Особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.
Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Особенности производства по делам упрощенного производства.
Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве).
Особенности производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Особенности производства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Особенности рассмотрения дел по корпоративным спорам.
Особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.
Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Полномочия суда апелляционной инстанции.
Производство в арбитражном суде кассационной инстанции. Пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Полномочия суда кассационной инстанции, его указания.
Основания для пересмотра дела в порядке надзора.
Пересмотр дел в порядке надзора (процедура).
Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации: содержание, вступление в законную силу.
Основания пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Порядок пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов.
Меры принудительного исполнения.
Участники исполнительного производства.
Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности.
Оспаривание решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
1.Система арбитражных судов Российской Федерации.
В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.
Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
специализированные арбитражные суды.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации БЫЛ.УПРАЗДНИЛИ В 2014 ГОДУ!
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
5) изучает и обобщает судебную практику;
6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
7) анализирует судебную статистику.
В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В полномочия арбитражного апелляционного суда входит:
1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
4) изучает и обобщает судебную практику;
5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
6) анализирует судебную статистику.
Арбитражный апелляционный суд действует в составе:
президиума арбитражного апелляционного суда;
2. В составе арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Федеральные арбитражные суды округов
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Арбитражный суд округа действует в составе:
(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
президиума арбитражного суда округа;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:
проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами , - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом ;
(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 30.04.2010 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
изучает и обобщает судебную практику;
подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
анализирует судебную статистику;
рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Суд по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Состав Суда по интеллектуальным правам
1. Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.
2. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.
3. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:
1) президиумом - при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;
2) коллегиальным составом судей - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.
Статья 43.4. Полномочия Суда по интеллектуальным правам
1. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
(в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
3. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:
1) дела, рассмотренные им по первой инстанции;
2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.
4. Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
5. Суд по интеллектуальным правам:
1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
2) изучает и обобщает судебную практику;
3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
4) анализирует судебную статистику.
Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации .
В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.
Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.
Арбитражный процесс
Система арбитражных судов Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.
В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.
В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.
Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
o арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - 3 инст
o арбитражные апелляционные суды; - 2 инст
o арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; - 1 инст
o специализированные арбитражные суды. – Суд по интеллектуальным правам г. Москва.
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Первый уровень арбитражных судов | Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81. |
Второй уровень арбитражных судов | Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". |
Третий уровень арбитражных судов | Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области. |
Четвертый уровень арбитражных судов | Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Задачи судопроизводства в арбитражных судах.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах закреплены в Арбитражном процессуальном
кодексе 2002 г.:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации – ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Понятие арбитражного процессуального права, соотношение с другими отраслями права.
Арбитражный процесс есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов в России, направленная защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный процесс – система юридических действий арбитражного суда и других заинтересованных лиц, урегулированных нормами АПП, складывающиеся между арбитражным судом и иными субъектами по поводу разрешения дела, отнесенного к ведению арбитражных судов. – лекции Латынина О.А.
Вполне возможно представлять арбитражный процесс как определяемое нормами
Арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессеь экономической и иной предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из публичных правоотношений, включая административные.
Соотношение арбитражного процессуального права с иными отраслями российского права.
Арбитражное процессуальное право взаимосвязано с различными отраслями российского права. Уяснение наличия таких взаимосвязей помогает решать вопросы правового регулирования и правоприменения. Так, связь арбитражного процессуального и конституционного права проявляется в том, что основные принципы организации и деятельности органов судебной власти устанавливаются в гл. 7 Конституции РФ.
Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом . Эти две отрасли, входящие в единую семью процессуального права (наряду с уголовно-процессуальным и конституционно-процессуальным), объединяет то, что они регулируют осуществление правосудия в сфере гражданского оборота. Отсюда и ряд общих, так называемых межотраслевых принципов процессуальных отраслей права. Главными субъектами как в арбитражном, так и гражданском процессах являются суды различных инстанций. Некоторые институты процессуальных отраслей права, например доказательственное, имеют межотраслевой характер.
Главным признаком, отличающим уголовно-процессуальное от арбитражного процессуального права, можно считать различный предмет судебной деятельности (уголовное преступление либо гражданско-правовой спор). Игнорирование этого различия, акцентирование внимания на общих чертах уголовно-, арбитражного и гражданского процессуального права служит теоретическим обоснованием концепции судебного нрава как комплексной отрасли правосудия (М.С. Строгович, В.М. Савицкий).
Связи тесного характера существуют между гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом в силу значительного сходства их основных принципов и институтов. Каждая реформа арбитражного процессуального законодательства делает арбитражное судопроизводство по своим функциональным характеристикам все более схожим с гражданским, что является вполне позитивной тенденцией.
Наиболее тесная связь у арбитражного процессуального права существует с гражданским (из отраслей материального права ). Данная отрасль права оказывает непосредственное воздействие на содержание норм арбитражного процессуального права. Так, арбитражная процессуальная право- и дееспособность определяются право- и дееспособностью в гражданском праве. Существующие в гражданском законодательстве требования к форме сделок определяют содержание принципа допустимости средств доказывания в арбитражном процессуальном праве. В свою очередь угроза отказа в судебной защите не оформленных надлежащим образом гражданских прав обеспечивает их удостоверение участниками гражданского оборота в порядке, установленном законом. Существует множество других проявлений взаимосвязи материального и процессуального права.
Следует заметить, что в силу тесной взаимосвязи знание арбитражного процесса невозможно без предшествующего фундаментального изучения материального права. Кроме того, необходимо и глубокое знание гражданско-процессуального права как исторической основы других процессуальных отраслей. Арбитражный процесс, третейское разбирательство, конституционное правосудие строятся на тех же началах, что и гражданский процесс, генетически восприняв из него основные принципы и институты.
Подготовка дела к рассмотрению.
Принцип состязательности
Принцип состязательности представляет в настоящее время конституционный принцип арбитражного процессуального права, зафиксированный в ст. 123 Конституции РФ, в ст. 9, 65, 66 и др. АПК РФ.
Данный принцип представляет собой правило, по которому в заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем:
1. представления доказательств,
2. участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами,
3. высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.
Суть данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед арбитражным судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Принцип состязательности отражает один из объективных законов природы, общества и познания - закон единства и борьбы противоположностей. Это тот самый случай, когда в споре должна родиться истина. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие, по общему правилу, с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств.
Принцип юридической истины
Принцип юридической истины в арбитражном процессуальном праве выражен в содержании ст. 65-66 и др. АПК РФ и представляет собой правило, согласно которому арбитражный суд разрешает подведомственные ему дела в пределах предоставленных сторонами доказательств.
Иногда данный принцип называют принципом формальной истины, имея в виду, что арбитражный суд не должен стремиться выяснить подлинные взаимоотношения сторон.
Из принципа юридической истины вытекают следующие требования:
· арбитражный суд исследует обстоятельства дела в пределах доказательственной информации, представленной сторонами;
· арбитражный суд не собирает, по общему правилу, по своей инициативе доказательств;
· в отдельных случаях арбитражный суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5 ст. 66 АПК РФ);
· при отказе стороны от представления по требованию арбитражного суда письменного либо вещественного доказательства арбитражный суд вправе разрешить дело на основании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд исходит из тех доказательств, которые собраны самими сторонами, не вмешиваясь в процесс доказывания.
Родовая подсудность
· Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня.
· Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматривают (ст. 34 АПК РФ):
1. арбитражные суды субъектов РФ - по общему правилу, в первой инстанции, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
2. арбитражные суды округов - в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение:
· права на судопроизводство в разумный срок;
· права на исполнение судебного акта в разумный срок.
· Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:
1. дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
2. дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
3. дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).
Территориальная подсудность
· Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.
· Территориальная подсудность может быть:
2. альтернативной;
3. исключительной;
4. по связи дел;
5. договорной.
Общая подсудность
· В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Альтернативная подсудность
10. Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ:
· иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;
· иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;
· иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;
· иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;
· иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
- Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
Исключительная подсудность
- Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ), например:
· иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;
· иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;
· иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;
· заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника, и т.д.
Подсудность по связи дел
- Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.
- Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
- Договорная подсудность
- В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).
16. Субъекты арбитражного процессуального права.
Процессуальная деятельность субъектов арбитражного процесса происходит в рамках арбитражного процессуального отношения, возникающего по каждому делу, подведомственному арбитражному суду.
К участникам (субъектам) арбитражного процесса относятся :
1. арбитражные суды как органы, разрешающие споры;
2. лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе арбитражного процесса;
3. представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в арбитражном суде;
4. лица, содействующие деятельности арбитражного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).
Лица, участвующие в деле
Согласно ст. 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются:
1. стороны (истец и ответчик);
2. заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях;
3. третьи лица;
4. прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле, те субъекты, которые не участвовали в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых разрешил арбитражный суд (ст. 42 АПК РФ).
Критерии выделения лиц, участвующих в деле:
· наличие юридической заинтересованности в исходе дела;
· наличие права активно влиять на движение дела;
· наличие возможности защищать и аргументировать свою правовую позицию.
Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами может повлечь неблагоприятные последствия в соответствии с АПК РФ. Например, на такое лицо может быть возложена обязанность уплатить все судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела (ст. 111 АПК РФ).
Кроме того, на них возложен и ряд других процессуальных обязанностей в соответствии с АПК РФ, например, подчиняться распоряжениям председательствующего, обращаться к арбитражному суду и давать свои объяснения стоя и т.д.
Основными участниками арбитражного процесса являются стороны - истец и ответчик. В связи со спором между ними возникает арбитражный процесс, и перед арбитражным судом стоит задача по его разрешению. Стороны имеют равные возможности по правовой защите своих прав и законных интересов.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 53.1 АПК РФ).
Третьи лица вступают в уже начатый процесс и в зависимости от характера своей заинтересованности, связи со спорным материальным правоотношением и сторонами подразделяются на два вида:
1. третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора,
2. третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявители и заинтересованные лица в делах особого производства участвуют при рассмотрении дел об установлении юридических фактов. В отдельную группу выделяются участники арбитражного процесса по делу о несостоятельности (банкротстве), где наряду с заявителями, заинтересованными лицами участвуют и другие лица.
Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Кроме того, прокурор вправе вступать в арбитражный процесс по ряду категорий дел в целях обеспечения законности. Участие данных субъектов характеризуется защитой не собственных, а интересов других лиц, а также одновременно государства и общества.
Судебное доказывание - это деятельность сторон, других лиц, участвующих в деле, и суда, направленная на установление обстоятельств, имеющих значение для дела, и обоснования выводов о данных обстоятельствах.
Особенность судебного доказывания состоит в следующем:
Ø - целью судебного доказывания является установление фактов и обоснование выводов о фактах и других обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства;
Ø - доказывание осуществляется в установленной законом процессуальной форме, т.е. процесс судебного доказывания урегулирован нормами права;
Ø - судебное доказывание осуществляется посредством судебных доказательств.
В юридической литературе распространенным понятием стадий доказывания является следующее.
Субъектами доказывания являются прежде всего суд, а также лица, участвующие в деле, их представители. Свидетели и эксперты, будучи участниками процесса доказывания, оказывают помощь в достижении цели доказывания, не неся обязанности доказать какие-либо обстоятельства по делу.
Объект или предмет доказывания представляет собой совокупность обстоятельств материально-правового характера, обосновывающих требования и возражения участвующих в деле лиц, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Стадии - это определенные последовательные процессуальные действия субъектов доказывания, взаимосвязанные со стадиями арбитражного процесса.
Основные стадии:
Ø определение предмета доказывания по делу;
Ø собирание доказательств (выявление доказательств, их собирание и представление в суд
Ø исследование доказательств в суде;
Ø оценка доказательств.
Предмет доказывания - совокупность фактов, имеющих значение для дела. Факты, имеющие значение для дела, - это юридические факты, влияющие на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Не требуют доказывания:
- факты, признанные арбитражным судом общеизвестными;
- преюдициальные факты;
- факты, признанные сторонами.
Общее правило обязанности доказывания гласит: «Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений».
Между тем обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кроме того, законом обязанность доказывания может быть распределена иным образом.
Обязанность доказывания состоит в том, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
При этом доказательства должны быть раскрыты до начала судебного заседания . Последствием нарушения данного правила является невозможность ссылаться на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, не были ознакомлены заблаговременно.
Заключение эксперта
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с его согласия назначает экспертизу (ч.1 ст.82 АПК). Во-первых, участвующие в деле лица вправе (но не обязаны) представить арбитражному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. При этом окончательно круг вопросов для экспертного исследования формирует суд.
Суд вправе:
мотивированно отклонить вопросы, предложенные сторонами;
Без каких-либо объяснений вносить редакционные уточнения, не изменяющие смысл вопросов участвующих в деле лиц;
самостоятельно поставить вопросы перед экспертом (ч.2 ст.82 АПК).
Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны носить правового характера. Вопросы должны соответствовать предмету и характеру проводимой экспертизы, они должны касаться обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного рассмотрения и разрешения.
Так же отклонение вопросов, предложенных участвующими в деле лицами, должно быть мотивировано. Арбитражный суд вправе поставить новые вопросы, откорректировать вопросы, предложенные участвующими в деле лицами.
Во-вторых, лица, участвующие в деле, наделяются комплексом прав по дальнейшему участию в назначении экспертизы.
Они вправе:
✓ ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
✓ заявлять отвод эксперту;
✓ ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов перед экспертом;
✓ давать объяснения эксперту;
✓ знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;
✓ ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы (ч.З ст.82 АПК).
В-третьих, о назначении экспертизы суд выносит определение (ч.4 ст.82 АПК). Определение может быть вынесено как в виде отдельного акта , так и совместно с актами о совершении иных процессуальных действий (о приостановлении производства по делу и проч.).
Определение о назначении экспертизы должно содержать определенные реквизиты:
▪ основание назначения экспертизы;
▪ фамилию, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
▪ вопросы, поставленные перед экспертом; материалы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта;
▪ срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и должно быть представлено заключение в арбитражный суд.
АПК выделяет в отдельную статью комиссионную экспертизу. Данный вид экспертизы давно существует на практике и является общепринятой практикой. Основополагающая черта комиссионной экспертизы заключается в том, что она проводится несколькими (не менее чем двумя) экспертами одной специальности. Именно эти аспекты определяют суть комиссионной экспертизы: несколько экспертов, но все они специалисты в одной сфере. Основное отличие комплексной экспертизы заключается в том, что в ней принимают участие специалисты разных областей (ч.1 ст.85 АПК). Сходство с комиссионной экспертизой лишь в том, что экспертиза проводится несколькими (не менее чем двумя) экспертами. АПК не определяет порядок назначения дополнительной и повторной экспертизы, следовательно, следует руководствоваться общими правилами о вынесении арбитражным судом определения о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Заключение эксперта состоит из вводной, мотивировочной и заключительной частей. В соответствии с законом заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы. Если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч.2 ст.86 АПК).
Если эксперт отсутствует при судебном разбирательстве, то исследованию подвергается только его письменное заключение. При наличии эксперта в зале суда ему могут быть заданы вопросы в рамках проведенного им исследования. Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях арбитражного суда, задавать вопросы, просить суд о представлении дополнительных материалов.
Статья 116
1. Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу.
2. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.
1. Приостановление течения процессуальных сроков возможно при наличии в совокупности двух обстоятельств:
Процессуальный срок по делу не истек,
Суд вынес определение о приостановлении производства по делу.
Если же суд вынес определение о приостановлении производства по делу после истечения срока на его рассмотрение, то после приостановления
производства по делу сроки не могут продолжаться.
Одним из последствий приостановления производства по делу является приостановление течения всех неистекших процессуальных сроков. При наличии оснований, перечисленных в ст. ст.143, 144 АПК РФ, арбитражный суд приостанавливает производство по делу, о чем выносит определение, которое может быть обжаловано.
Элементы иска
Элементы иска – это его внутренние структурные части.
Общепризнано выделение двух элементов иска: предмета и основания иска.
Под предметом иска понимается определенное требование истца к ответчику, например о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите чести, достоинства и деловой репутации, о признании полностью недействительным правового акта государственного органа и т.д.
Как подчеркнуто в п.4 ч.2 ст.125 АПК, истец должен указать в исковом заявлении свое требование.
Предмет иска не следует смешивать с определенным вещественным предметом спора, например конкретным объектом недвижимости, денежными средствами и т.д.
В отношении одного вещественного предмета могут предъявляться иски самого разного характера. Например, в связи с вещественным предметом – нежилым помещением могут быть предъявлены иски о признании права собственности на данный объект недвижимости, о его разделе, об устранении нарушений прав собственника и т.д.
Под основанием иска рассматриваются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает. На такое понимание основания иска прямо указывает п.5 ч.2 ст.125 АПК. Следует подчеркнуть, что истец должен указывать в исковом заявлении только определенные фактические обстоятельства, отвечающие требованиям относимости. При этом не любые факты могут быть приведены истцом в основании иска, а истец должен привести юридические факты – т.е. такие обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений либо иные правовые последствия. При необходимости истец должен произвести и указать расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы (п.7 ч.2 ст.125 АПК). Все указанные фактические обстоятельства в дальнейшем подлежат доказыванию истцом в арбитражном процессе.
Факты, входящие в основание иска, традиционно в процессуальном праве подразделяются на следующие 3 группы:
Факты, непосредственно правопроизводящие, из которых непосредственно вытекает требование истца. Например, по иску об обращении взыскания на заложенное имущество в указанном качестве выступают такие факты, как наличие основного (кредитного) обязательства, наличие залогового обязательства, исполнение кредитором своих обязательств перед заемщиком, надлежащее содержание и оформление указанных договоров, иные фактические обстоятельства, отражающие наличие существенных условий кредитного и залогового обязательств и их исполнения.
Факты активной и пассивной легитимации, посредством установления которых определяется надлежащий характер сторон в арбитражном процессе. Различаются факты, указывающие на связь требования с определенным субъектом, заявившим это требование, т.е. с истцом (факты активной легитимации), и факты, указывающие на связь определенной обязанности с ответчиком (факты пассивной легитимации). Отсюда вытекает институт замены ненадлежащего истца надлежащим, равно как и замена ненадлежащего ответчика.
Согласно ст.3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» систему арбитражных судов в РФ составляют:
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды ;
Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ ).
1) Арбитражные суды субъектов РФ. Первым низшим звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» именует их арбитражными судами субъектов РФ.
Арбитражные суды субъектов РФ создаются и действуют по территориальному принципу – в одном субъекте РФ действует один арбитражный суд. Тем не менее Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» допускает, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд и, наоборот, на территории одного субъекта может действовать несколько арбитражных судов.
Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции все арбитражные дела, подведомственные арбитражным судам (кроме дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ), а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.
В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.
Деятельность арбитражного суда обеспечивается его аппаратом, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда.
В состав аппарата арбитражного суда входят:
Отдел делопроизводства (канцелярия суда), подразделениями которой являются экспедиция (специалисты, получающие корреспонденцию из отделений связи, от граждан, организаций и отправляющие исходящую корреспонденцию) и группа регистрации (специалисты, получающие документы из экспедиции и регистрирующие их в базе данных автоматизированной информационной системы);
Архив суда и заведующий архивом, который именуется архивариусом;
Специалисты судебного состава – работники суда, исполняющие обязанности по ведению делопроизводства в судебных коллегиях, составах, а также у конкретных судей;
Помощники судей, на которых возлагаются обязанности по оказанию помощи судье в подготовке и организации судебного процесса;
Секретари судебных заседаний, главной обязанностью которых является ведение протоколов судебных заседаний.
В апелляционных арбитражных судах и федеральных арбитражных судах округов состав аппарата аналогичен вышеописанному.
2) Арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Кроме того, они пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ст.33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» на территории России должны действовать 20 таких судов, по 2 на каждый судебный округ.
Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено в системе арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В Российской Федерации действуют 10 таких судов.
Федеральные арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
28 февраля — 1 марта 2020 года председатель суда Е.П. Козлова, заместитель председателя суда Н.А. Павлючик, заместитель председателя суда К.Л. Кощеев и судьи Арбитражного суда Новосибирской области приняли участие в совещании-семинаре председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам. Совещание проходило в режиме видеоконференц-связи с одновременным проведением трансляции на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев подвел итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2016 год, а также обозначил основные задачи, стоящие перед российской судебной системой в 2020 году.
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ Александр Владимирович Гусев в своем выступлении затронул вопросы, связанные с подачей документов в электронном виде и своевременным размещением информации о судебных делах на сайтах судов.
Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации О.М. Свириденко выступил с докладом о некоторых вопросах применения законодательства арбитражными судами при рассмотрении споров. В своём докладе Олег Михайлович подвел итоги работы арби-тр-ажных судов за 2016- -год и обозначил задачи на 2020 год. В докладе нашли отражение вопросы соблюдения всеми судами процессуальных сроков рассмотрения дел, выработки единообразной правоприменительной практики, которая не должна противоречить правовой позиции Конституционного Суда и правовой позиции Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.
Также с докладами выступили председатели судебных составов Т.В. Завьялова, И.В. Разумов, О.В. Киселева.
С 1 января 2020 года не будет действовать существующий порядок подачи электронных документов в арбитражные суды
ВС РФ принял соответствующее постановление (Постановление Пленума ВС РФ от 20 декабря 2016 г. № 59 «О признании не подлежащими применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «). Речь идет о порядке подачи электронных документов в арбитражные суды при помощи системы «Мой Арбитр».
Необходимо отметить, что новый порядок подачи документов в арбитражные суды ВС РФ пока не предусмотрел. Но до 1 января 2020 года граждане по-прежнему смогут сканировать документы для представления в арбитражные суды через Интернет, пользуясь личным кабинетом в системе «Мой Арбитр» и отслеживать ход дела в Картотеке арбитражных дел, а также совершать иные действия в соответствии с порядком, определенным Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80 «Об утверждении Порядка подачи документов в в электронном виде » – вплоть до прекращения его действия с указанной даты.
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись поможет «Электронный экспресс» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ
ВС РФ указал, что отмена данного постановления связана с нововведениями в процессуальном законодательстве. Речь идет о законе, в соответствии с которым можно будет подавать в суды общей юрисдикции и арбитражные суды электронные исковые заявления, ходатайства, жалобы, представления и другие документы. Он также вступит в силу с 1 января 2020 года.
Основная особенность нового порядка будет заключаться в следующем – электронные документы должны быть поданы путем заполнения специальной формы на официальном сайте конкретного суда и подписаны электронной подписью гражданина. Сами судебные решения также смогут быть выражены в электронной форме, причем для арбитражных судов такая форма станет обязательной при наличии соответствующей технической возможности.
Напомним, ВС РФ уже разработал для себя новый порядок подачи документов в электронной форме. В частности, для усиленной квалифицированной цифровой подписи установлен особый формат.
Арбитражные суды Российской Федерации
О системе Арбитражных судов в Российской Федерации
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.
Читайте также: Срок административного задержания не должен превышать
Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» .
Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.
Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.
В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.
Система арбитражных судов Российской федерации
На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
История создания арбитражных судов Российской Федерации
Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.
Читайте также: Рос деньги в долг официальный сайт
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.
Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.
В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.
В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.
Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21. ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе». утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78. п. 5 ст. 79 НК РФ.
Арбитражные суды Российской Федерации
Надзорная инстанция
Кассационная инстанция
В соответствии с Законом о судебной системе (ст. 4) и Законом об арбитражных судах (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.
Система арбитражных судов
Компетенция арбитражных судов
Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 5 Закона):
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.
В соответствии со ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны:
- возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
- возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: